Ирак: в ожидании Большой игры Два ключевых нефтяных терминала на юге страны, через которые проходит 80% всей иракской нефти, оказались без всякого прикрытия со стороны войск коалиции. Американцы, покинув иракские города и закрывшись на военных базах, остались с иракцами один на один. Наблюдатели в регионе утверждают, что, как только вывод американских войск из городов фактически состоялся, отношения американских и иракских силовиков резко охладились. Глава группы американских военных советников в Багдаде полковник Тимоти Рис даже написал скандальный доклад, в котором призвал отправить американские войска домой, так как «гости — как рыба: начинают вонять на третий день». Что уж говорить о шести годах оккупации.
( текст и картинки )Страна прочно села на нефтяную иглу — экспорт углеводородов составляет 95% доходов в центральный бюджет. Сельское хозяйство развалено: Ирак в больших количествах начал импортировать пшеницу, рис, фрукты и овощи, сахар, чай, скот — в общей сложности на 5 млрд долларов в год. Некогда первое по количеству пальм и по объемам экспорта фиников (свыше 620 видов!) государство осталось далеко позади Саудовской Аравии, Египта и Ирана. Почти весь рыбацкий флот на юге страны используется для контрабанды нефти и товаров.
Ни одно правительство в Багдаде не сумело исполнить своих ключевых обязательств перед Вашингтоном — ради которых, собственно, и была задумана вся эта авантюра по силовому свержению Саддама Хусейна. Ключевой для входа западных компаний в нефтяной сектор Ирака «Закон о нефти» в том виде, в каком его разработала американская консалтинговая компания BearingPoint (ныне — полный банкрот), стал форменной красной тряпкой для иракских политико-религиозных групп. В вопросах раздела нефтяного богатства иракские политики проявили завидный ситуативный национализм. Правительство Нури аль-Малики даже не решилось выдвинуть этот закон, ставивший всю иракскую индустрию на рельсы соглашений о разделе продукции (СРП), на обсуждение в иракский парламент. Сверхтонкая работа по перенесению различных рекомендаций рабочих групп Вашингтона в иракское законодательство провалена. Планы американских эмиссаров по масштабному открытию иракского и всего регионального рынка для торговых центров 7−Eleven, Wal-Mart, а также McDonalds, банковских сетей HSBC и Citigroup, дистрибутивных сетей P&G и заводов GM спустя шесть лет после начала оккупации кажутся неизлечимым лунатизмом.
( Read more... )Речь уже идет не о том, что партии и боевые ячейки таким образом обеспечивают себе существование, — целые иракские клановые группы (Рувейми, Ашур, Юсиф, Каттан, Марвини) стали своего рода племенными синдикатами по контрабанде нефти
( Read more... )