"Пасхальный ад" в варшавском гетто 1943. (5) Море пламени – В страстную субботу военные действия в гетто продолжались до двух часов ночи следующего дня. – рассказывал Штрооп. – Начало пасхального праздника мы встретили в самом разгаре боя. Мы устроили евреям военный парад. Иллюминация, фейерверки пожаров, салют из всех орудийных стволов, грохот винтовок, музыка моторов...
– "Баланс" большой операции за это время (считая с шести утра 19 апреля до шести утра 25 апреля) мы закрыли с прибылью и могли занести себе в актив двадцать пять тысяч пленных евреев. Поскольку наши данные о численности жителей гетто были неточными, я предполагал, что евреев осталось немного, и что на исходе второго дня пасхальных праздников мы закончим Grossaktion.
– В этой ситуации я назначил начало операции в Великое Воскресенье на 13.00. Я хотел, чтобы эсэсовцы выспались и отдохнули в первый день знаменательных праздников. Я также модифицировал первоначальный план операции. Я пришёл к выводу, что успешное и быстрое наступление можно обеспечить только одним способом, а именно систематически разжигая пожары. Огонь выкурит евреев и заставит их выйти из своих нор и щелей. Почему мои подчинённые должны сами сражаться с этим сбродом? Пусть дым и пламя побеждают врага, донимают его и вынуждают и постоянно менять позиции. А мы издалека, хоть и близко, но ничем не рискуя. А мы следим и окружаем со всех сторон. До той самой минуты, когда кольцо пожаров заставит евреев собраться на самом краешке не выжженной территории. Тогда мы применим гаубицы и зенитные орудия. Дадим им последний салют картечью!
( Ликвидация гетто затягивается )