Бои в варшавском гетто (7) А всё-таки Штрооп вернулся к событиям понедельника 26 апреля 1943 и сообщил рутинным голосом полицейского крючкотвора:
– В этот день я отправил на работы в «Werke Poniatowo GmbH» тридцать высоко квалифицированных еврейских рабочих-металлистов. Мои люди застрелили 1700 евреев и евреек, из них около четырёхсот человек непосредственно в бою. Мы заняли 13 бункеров.
( Битва за улицу Низкую и бой за стеной гетто )Следующие дни ликвидации гетто также причинили немало забот людям Юргена (Йозефа) Штроопа.
– Это уже были не безвольные массы – рассказывал он – а сионистская элита. Эти люди знали, почему сражаются и за что сражаются. Они были твёрдыми. С характером. Обученные. Оснащённые. Выносливые и ловкие. И готовые к смерти.
– А вы не считаете, что повстанцы в гетто также знали, что самое важное это не смерть, а то, как умирать, что они защищали чувство собственного достоинства, честь и память будущих поколений? – спросил я однажды Штроопа. Тот сейчас же ответил мне выученным тоном и языком партийных брошюр НСДАП:
( –У евреев нет чести, они не в состоянии чувствовать честь и чувство собственного достоинства. )