Февраль 1944 Операция "Кучера" 
1 февраля 1944 года в Варшаве подпольщиками был ликвидирован один из самых жёстких функционеров СС - командующий силами СС и полиции Варшавского округа бригадефюрер Франц Кучера.
К обязанностям командующего СС и полицией в Варшаве энергичный и расчётливый Кучера формально приступил 25 ноября 1943 года, сменив на этом посту проводившего ликвидацию еврейского гетто Юргена Штроопа, а фактически отдавал приказы с конца сентября 1943.
Сразу после появления в городе Кучера сделал ставку на массовые уличные облавы. Обычно несколько грузовиков с эсэсовцами блокировали определённую улицу или несколько улиц с разных концов и начинали аресты всех, кто находился в данном районе. Людей забирали прямо на улицах, либо задерживали, высаживая из трамваев, затем грузили в грузовики и отвозили в подвалы варшавского гестапо на аллее Шуха или в тюрьму Павяк. Судьбы их были различны. Большую часть заключённых из этой тюрьмы высылали в концлагеря (Майданек,Освенцим, затем Гросс Розен или Равенсбрюк). Остальные оставались в тюрьме в качестве заложников. В случае покушения на жизнь немецких солдат или членов фашистской администрации точно так как и просто в случае актов умышленного саботажа или, скажем, подрыва поезда заложники, арестованные в облавах расстреливались. Обычно за повреждение техники расстреливалось по 50 человек, а за убийство солдата или офицера немецкой армии либо СС - сто человек. Оповещения о расстреле заложников с указанием их поимённых списков и "причин" казни расклеивались по городу на видных местах. Они представляли собой большие объявления на немецком и польском языках подписанные "командующий СС и полицией округа Варшава".

Как правило, расстрелянные заложники обвинялись в принадлежности к подпольным организациям, причём, как ни странно, часто к выдуманным. На счастье структуру настоящего подполья, как «белого», так и «красного» фашисты знали сравнительно плохо.
Кроме того именно Кучера, начиная с октября 1943 стал подписывать распоряжения о публичных массовых казнях на территории Варшавы, ужесточая политику устрашения. Собственно эту практику Кучера впервые начал ещё в Могилёве, где служил в 1943 фактически в той же должности.
В 1943 году главный штаб Армии Крайовой (АК) отдал распоряжение начать операцию «Верхушка». В ходе операции должны были быть ликвидированы по списку пятьдесят наиболее опасных функционеров нацистской партии, немецкой администрации, полиции, Абвера и Гестапо. Большинство из них имело непосредственное отношение к развязанному против гражданского населения террору.
Операция проводилась силами Управления Диверсий (сокращённо «Кедив»), непосредственными разработчиками и исполнителями акций были бойцы отряда «Кедива» специального назначения «Агат». До августа 1944 в рамках операций было установлено и ликвидировано 7 немецких офицеров и партийных деятелей. Ещё 6 заданий были выполнены частично либо закончились неудачей. Разработка каждого объекта, слежка и подготовка каждой операции велись по нескольку недель. Во главе аналитической группы диверсантов-подпольщиков, разрабатывавших эти операции, стоял начальник контрразведки «Агата» (а позже и самого известного штурмового батальона «Парасоль») Александр Куницкий «Райский», судьба которого достойна отдельной статьи.
Гестапо также пыталось организовывать засады и облавы на членов подполья. В начале января 1944 был арестован лучший шофёр «Агата» сержант «Немира», принимавший участие в подавляющем большинстве акций. Несмотря на то, что водитель после трёх недель пыток никого не выдал и был расстрелян, последовала реорганизация «Кедива». Все отряды сменили названия (в частности «Агат» стал называться «Пегас», от сокращённого «против гестапо»). Командующим Управления Диверсиями АК стал легендарный полковник Ян Мазуркевич «Радослав» (в последствии наиболее здравомыслящий и адекватный из командиров Варшавского восстания), который и приказал продолжить операцию «Верхушка». В этой обстановке и началась операция, в ходе которой был уничтожен номер два в секретном списке – бригадефюрер СС Франц Кучера.
( Операция Кучера )