Запасная нора
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Wednesday, August 10th, 2005

    Time Event
    5:46p
    Вех
    Сегодня день рождения замечательного польского писателя и собирателя городского фольклора Стефана Вехецкого (Веха). 10 августа ему исполнилось бы 109 лет, но он и так немало прожил.
    По образованию Вех был юристом и долгое время разбирал судебные дела в довоенной Варшаве.
    Именно с зала варшавского суда первой инстанции и началось его творчество. Вехецкий день за днём наблюдал красочные выступления свидетелей, обвиняемых и потерпевших, которые простым и понятным языком пытались понятно объяснить суду "как было дело". Как-то само собой получилось, что постепенно он стал писать в польских газетах под псевдонимом "Вех" рассказы (изначально в форме отчётов о судебных делах), в которых описывал события из жизни горожан. Показывал, как живут современные ему простые люди. Его героями стали жители рабочих окраин Варшавы - Воли, Праги, Чернякова, Повозок, Таргувка. Это были покупатели рынков, завсегдатаи и случаиные клиенты пивных и базаров,владельцы маленьких магазинчиков и кафе, столяры, токари, плотники,извозчики, уличные музыканты, актеры-неудачники и даже мелкие воры. Все они прекрасно знали и любили свой город, а главное, знали,кто они и для чего живут. Жили его герои нелегко и понимали, что может быть ещё хуже. Но многие из них оставались оптимистами и умели "держать фасон".
    Рассказы Веха в ежедневной прессе "Красном курьере", "Варшавском курьере" и "Утреннем экспрессе" стали очень популярны среди населения Варшавы. Точно так же активно не взлюбила их интеллигенция, считая что Вехецкий "воспевает люмпенов".
    Кроме содержания в рассказах Веха очень важны язык и юмор.

    Все рассказы Веха написаны не просто польским разговорным языком, а диалектом переферийных рабочих районов Варшавы, рынков и улиц. Со временем сам этот язык в Польше стали называть "вехом" именно благодаря творчеству Стефана Вехецкого. Начало своё этот уличный варшавский диалект берёт на улицах города, там, где пересекались профессиональные жаргоны мастеровых, воровской жаргон, разговорная лексика, и провинциальные словечки. Всё это характерным варшавским произношением и с особым синтаксисом. И конечно же с немецкими и русскими заимствованиями, которые добавляют варшавскому колориту эмоциональности и юмора. Именно благодаря веху уже не только варшавяне больше полувека понимат без перевода "gieroj", "apiac", "abiazatelno", "ciut'" и "krugom".

    Рассказы для четырёх поколений )

    Сардинки дешевле )

    Current Mood: Я снова с вами
    6:15p
    Из рассказов Веха. Кошерный казак.
    Кошерный казак

    Ничего удивительного, что такую неслыханную сенсацию в известном среди гурманов ресторане на улице Заменгофа учинил маленький брюнет в роговых очках. Он выпил пять рюмок водки под один маленький кусочек гусиной печени.

    Но это было только начало. Через минуту таинственный посетитель сел за самый большой столик в центре зала и бросил официантам:

    Подавайте уже эти пипки с тарталетками, туда же бараний бок с перловкой и независимо от того филе индейки с гороховым пюре! И само собой разумеется алкоголю, то бишь водки, мать вашу, самой лучшей, холера! Я уже гуляю, желаю-таки с ума посходить! Давай быстро рыбкой на кухню, чтоб одна нога здесь, другая там! Или я сию же минуту пойду разбивать зеркало за 20 злотых бутылкой шампанского в мелкие дребезги! Да так, чтоб потом об склеить и речи не было! Я Михаил Фёдорович Шелехов, чтоб вы знали! Лейб-гвардии штабс-подпоручик самой тяжёлой артиллерии. Великий князь и природный петербургский казак! Вишь, чё могу сделать? С револьвера лично буфет расстреляю, ну и буфетчице уже чего-нибудь отстрелю! Это для меня, можно сказать, мелкие детали, вроде как ничего.

    Хозяин заведения, господин Давид Зимородер с удивлением слушал эскапады необычного гостя, но, видя, что тот своих угроз выполнять не собирается, решил обратить всё в шутку:

    - Ваше сиятельство изволили меня так попугать, чтобы всё было в лучшем виде пунктуально подано и счёт небольшой. Милая шутка. Дорогой вы мой лицедей, остроумец дамский, кошерный казак!

    Тут содержатель ресторана игриво ткнул гостя в бок.

    И внезапно случилось что-то совсем неожиданное:

    - Ты на кого пошёл тыкать грудную клетку?! Самого первого погромщика! Ты с кем, уважаемый, шуточки отважился шутить? Я тебе сейчас покажу, где раки зимуют!

    Тут князь Шелехов вытащил револьвер и начал лупить из него во все стороны. Что было дальше, словами не описать. Достаточно сказать, что заведение внезапно опустело, а уже несколько минут спустя было окружено и оцеплено при помощи местного постового.

    Князь Шелехов после опознания оказался Моней Зальцем, статистом из труппы еврейского театра. В этот вечер он и вправду исполнял в еврейском театре немую роль князя Шелехова в кровавой исторической драме из истории царской России «Дер русский молодец». И так он этой ролью проникся, что забравши из реквизиторской револьвер с холостыми патронами, расстрелял всю обойму, причинив дирекции ресторана ущерб на 2 злотых и 50 грошей.

    Понятное дело, он лишился работы, а вдобавок за скандал в публичном месте был приговорён районным судом к трём дням ареста.




    Подробнее о творчестве Веха и его рассказах
    9:26p
    Из рассказов Веха. Зловещий рассказ.
    Зловещий рассказ

    На пороге квартиры пани Катажины Зомбек появился одетый в чёрное господин с чрезвычайно опечаленной физиономией и осведомился приглушенным голосом:

    - Я имею честь говорить с женой трупа?
    - Какого ещё трупа? Что вы, уважаемый, плетёте?
    - В конце концов это вы жена покойника Зомбека, или нет?
    - Зомбека точно так, такая моя фамилия. Только не покойника.
    -Сейчас вы убедитесь. Это ваш уважаемый супруг лежал в церковной больнице Святого Духа в третьей палате у окна?
    - Такой блондин с бородкой?
    - Ну да, и с бельмом на правом глазу?
    - И с бельмом!
    - И кирпичом его родной шурин приложил?
    - Он, он, как две капли воды!
    - Ну вот видите, уважаемая хозяйка, что не надо вам с похоронных дел мастером спорить.
    Если я сказал, что жена покойника, значит покойничиха и есть! Муженёк-то ваш сегодня ночью в ящик сыграл, а на это место уже нового больного положили. Невысокий малый, но симпатичный. Этот тоже долго не протянет, потому как у него водка в кишках загорелась.
    - О жалкий мой жребий! Осталася я безутешной вдовой как раз на самую зиму. И вот надо же именно сейчас, когда я уже зёленого материалу на пальто набрала и кроить отдавала. И всё напрасно. Теперь надо будёт чёрное покупать, а это в сундук убирать! Такой хороший материал моль будет, сволочь, грызть почти целый год! Доля моя горькая, горькая несчастная!
    - Я хорошо понимаю ваше супружеское несчастье, но ведь в сундук можно будет нафталину насыпать, моль и сдохнет.
    - Ах, да ни за что на свете! Нафталин это самое свинство. Вот, разве что багульником бархат проложить, так ведь опять так провоняет, что потом надо будет пару недель проветривать.
    Лучше жизни себя лишу, чем эти хлопоты, что мне мужик этот опять наделал! Он всегда был такой спорщик. Вечно всё поперёк говорил. Если я влево, то он вправо. Так вот и с похоронами этими не мог, холера, до весны подождать! Наложу на себя руки с огорчения и рядом с покойником-мужем в этот самый гроб и лягу.
    - Вдова, вы хоть в скорби безутешны, а таких вещей говорить не имеете права! Ну что значат по сравнению с величием смерти четыре метра зелёного бархата? Тут надо гроб хороший выбрать, местечко, как положено, следует присмотреть и опять же катафалк заказать. Вам с фонариками или без? С серебряной оковкой или гладкий?

    В дальнейшей своей речи неизвестный господин в чёрном заявил, что, понимая боль вдовьего сердца, берётся для неё всё обустроить, потому как сам он – владелец похоронного бюро, и поэтому, чтоб вдову выручить, он сюда и явился

    Пани Зомбек после недолгих размышлений приняла предложение господина, одетого в чёрное, и тут начали торговаться за божескую цену на элегантный гроб. Гробовщик советовал чисто дубовый, потому что такой материал и для здоровья лучше, и всегда к лицу. Но и тут цена была слишком высокой
    И вдруг в этот момент, когда организатор похорон уже скинул двадцать злотых, открылись двери, и в квартиру вошёл ни много ни мало сам покойник, пан Антоний Зомбек, к тому же нахлеставшийся, как самая небожья тварь.

    Увидав мужа, пани Катажина тотчас же лишилась чувств, однако, придя в себя, начала вместе со своим чудом вновь обретённым спутником жизни бить гробовщика пана Франтишка Подсядло чем попало и до такой степени, что возникла необходимость отправить его в больницу.
    Зловещая загадка была разгадана только лишь в городском суде. Пан Зомбек и не думал умирать, а просто был выписан из больницы, а пан Подсядло пал жертвой неточной информации.

    - А если б вам, высокий суд, кто-нибудь начал при жизни гроб мастерить, вы бы ему за это что, по зубам не дали бы?

    Только это и сказал на суде пан Антоний. И получил для себя и супруги по двадцать злотых штрафа с каждого.

    Другие рассказы Веха

    О творчестве Веха. Сардинки дешевле

    Кошерный казак

    << Previous Day 2005/08/10
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org