Отцы и братья. Новые миры на развалинах империи Из комментариев к хорошему разговору с уважаемыми
udod99@lj и
earlyhawk@ljВ период кризиса любой одряхлевшей империи и разрушения связей в обществе разрушение старой системы и начальное построение новой становятся работой двух поколений, которые только в конце своей жизни могут оценить, какие результаты дала их борьба. Результатом этой борьбы могут воспользоваться только сыновья, которым выпадет строить. Но во время перемен всё определяют две волны - отцы и братья.
Первая волна, на примере революции в России, это те, кто находился в расцвете работоспособных сил (25-35) на первом пике административного развала и экономической стагнации текущей системы. Когда встаёт вопрос, либо они кормят семью и полностью обеспечивают детей, либо нет.
Возможно, это поколение частично участвует в первых выступлениях (1905 год). В целом они либо продолжают пассивную (реже активную, зависит от положения)деятельность против режима, либо ждут, но настроены очень скептически.
Вторая волна - это их младшие братья, которые к рубежу активного трудоспособного возраста (25-30)приходят через восемь-двенадцать лет и встают перед тем же вопросом, при условии, что они уже видели опыт жизни старших братьев и их неудачный опыт протеста, а экономический и социальный кризис в обществе так и не преодален. Их отрицательное отношение к существующим порядкам ещё сильнее.
И вот эти два поколения и делают слом. Меняют систему. Иногда сознательно с ними идут рано подросшие дети "отцов". Сыновья. Они становятся солдатами новой гражданской войны и трактором перемен.
Но не их движущей силой. Среди тех, кто сознательно выступил за "новый мир", глядя на собственные жизненнные невзгоды и беды своих родных, их немного. Это поколение уже автоматически вовлекается в историю своей страны водоворотом передела. Как солдаты упорнее других со всем юношеским пылом могут сражаться они за новый мир, когда "отцов разбили и братьев разбили". И побеждать. Но слом старой империи и борьбу против её реальных недостатков определяют не они. Они гораздо активнее строят новый мир. С новыми достоинствами и недостатками. Каждому своё.
"Отцы" и "братья" это уже воспитатели поколения 1903-07 годов рождения, которое слом системы видело в детстве как прямое действие своих же. Во многом воспринимает его по их рассказам. Вот это поколение уже делает новый режим и растёт, полностью разделяя систему ценностей вобедившего строя, по его установкам. Реальных плюсов и минусов сломленного строя они не видели и верили на слово отцам и дядям.
Только после "сыновей" придёт первое поколение, отрицающее перемены и воспевающее забытое старое, которого им самим видеть не доводилось. Но изначально их доля будет очень мала, хотя они будут достаточно активны. Новый мир расчитывается на много поколений.
В советском варианте краха империи схема "отцы и братья" реализовалась точно так же.
Первая волна это люди конца сороковых годов рождения. Выросшие в трудных условиях сразу после войны, юношами, полными надежд, заставшие "оттепель" и протестовавшие в меру сил против отсутствия перспектив при Брежневе, они дали первые активные импульсы недовольства существовавшим порядком.
Их младшие братья, - люди 61-68 годов рождения, вступившие в продуктивный рабочий возраст при позднем Брежневе и видевшие все недостатки системы позднего социализма. К тому же их мечты подогревали в ряде случаев рассказы и личные примеры братьев и отцов-шестидесятников. Именно младшие братьья шестидесятников стали активной силой при Горбачёве. И активной движущей силой "второй буржуазной" августа 1991, превратившись в пушечное мясо Белого Дома.
Разница в том, что при СССР кризис системы назревал и шёл гораздо медленнее. Он не усугублялся Мировой войной, полным отсутствием социальных гарантий и произволом в области трудового законодательства. Воровства было уже примерно столько же, если не больше. Но социальное расслоение не было таким большим, и кризис шёл медленнее, поэтому в случае СССР разница между "отцами" и "братьями" в двух поколениях, объявивших новую войну империи, на этот раз уже советской, не 8-12 лет, а иногда и все 15-20. То есть среди сознательно выступавших против системы процент "сыновей" по сравнению с 1917 был гораздо больше и роль их выше.
В остальном схема та же. При всей моей симпатии к СССР по большому счёту для меня, как для национал-социалиста, механизм слома империй (романовской или советской) практически одинаков. С большой поправкой на политические факторы. И национальные особенности.
Например, в Польше, где отмирание системы шло ровнее, поколение "отцов" вынудило уйти в отставку Гомулку (которого некоторые наши политологи теперь сравнивают с Путиным, по-моему напрасно) и пережило первый кризис системы в ПНР. А поколение "братьев" через 12 лет основало "Солидарность", а позже нанесло решающий удар. Так что и здесь закономерность та же.
Обратное тоже верно. Тоскуют по сломленной системе (монархической или же коммунистической) больше всех именно "дети перемен" не заставшие пика её разложения, либо заставшие в детстве её слом. К тому же недостатки сломленной империи для них совсем не очевидны, а вот явные недостатки того совсем недавно построенного новго общества, в котором выросли они сами, они ощущают гораздо острее и прощать ему ничего не намерены. вряд ли их выбор сознателен, хотя и такое может быть. Он чаще предопределён временем.
Именно поэтому больше всего активных сторонников романовского режима больше людей 1915-20 годов рождения. А среди родившихся в поздние восьмидесятые появляется заметное число сторонников сохранения в той или иной мере Советского союза или его наследия.