Запасная нора
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Tuesday, January 2nd, 2007

    Time Event
    12:24p
    Портреты Варшавского восстания. 2KW Лидка
    19,24 КБ

    Пшеничная девочка

    Семья Лидии Данишевской жила в Кларысеве под Варшавой в доме, окружённом огородом, садом и совсем близко подходившим к окраинным домам лесом. В доме Данишевских всегда было полно зверей: ежи, белки, кошки, собаки, и всё это не считая птиц. Больше всех птицам и зверям уделяла внимание мать - учительница начальных классов. Отец работал на бумажной фабрике и сам животных домой не приносил, но все последствия увлечения жены и двух дочерей зверушками прриходилось расхлёбывать именно ему. Маленькая Лидия, которую в доме обычно звали Лили, с раннего детства постоянно приносила домой птичек, мелкую живность и даже насекомых, при этом ей не раз приходилось лечить своим питомцам мелкие раны. С другой стороны от сада и леса дом Данишевских обступали поля, в которых во время сенокоса постоянно укрывались куропатки, а иногда и зайцы. Терпение отца кончилось однажды, когда маленькая Лидка сама спряталась в жнивье, помочь куропаткам, чтобы те случайно попали под косу. Ребёнок при этом мог попасться косарям гораздо скорее и не только из-за маленького роста, но и из-за золотистых волос. Может с той поры её и прозвали "пшеничной девочкой". Так или иначе отцу было не до смеха и пришлось серьёзно поговорить с дочкой о том, чточтобы стать врачом, надо долго учиться, а не гонять в поле куропаток с риском для жизни. С той поры Лидка твёрдо решила, что станет хирургом и тренировала точность движений, перевязывая раненых птиц. К тому же она была уверена, что точности движений и терпения ей и так не занимать: ведь и на скрипке, и на фортепьяно Лидка играла с раннего детства. Довольно быстро представился случай и посерьёзнее. Её сестра Ирка распорола себе ногу, хлынула кровища, при виде которой будущий хирург... Хлопнулась в обморок. Прибежавший отец не сразу понял, кому оказывать помощь. Но и эта история мечтаний Лидки о медицине не пресекла.

    В 12 лет Лидия Данишевская по конкурсу поступила в престижную варшавскую гимназию имени Кохановского, где сразу же записалась в харцеры. Её сильный и чистый голос и врождённые музыкальные способности завоевали ей популярность среди одноклассников и харцеров её дружины. Впрочем гораздо более известна в скаутском движении была её сестра Ирка, которая вскоре стала вожатой 41 Варшавской женской дружины харцерок.

    Санитарка школы Заорского

    С самого начала войны шестнадцатилетняя Лидка работает в Уяздовском военном госпитале, на перевязке раненых. Уже тогда выработалась её характерная манера разговора с ранеными, которую вспоминают авторы, писавшие позже о Варшавском восстании. Если многие другие старались утешить, успокоить или придать сил, Лидка с самого начала прежде всего уменьшала или преуменьшала опасность и тяжесть раны. А такой несерьёзной раны и бояться как-то неловко, и переживать из-за неё нечего. Самое интересное, что большинство солдат ей верило. В остальном она, как и многие, успевала везде: успокаивала, перевязывала, поила и кормила.

    В 1940 после сдачи выпускных экзаменов Лидка начала изучать медицину в знаменитой медицинской школе доктора Заорского, под прикрытием которой работал в оккупации медицинский факультет Варшавского университета. Одногрупницами Лидки Данишевской были девушки, которые через несколько лет сосавили костяк медицинской службы Штурмовых Групп Управления диверсиями АК (Кедива). Вместе с ней учились первый командир женской дружины в штурмовом батальоне "Зоська" Александра Гжещак "Оленька" (после её смерти зимой 1944 в гестапо под пытками именно по её псевдониму будет назван санитарный взвод в "Зоське") Ханна Биньковская Иоанна. "Мать гракхов", Эва Стефановская "Эва", позже погибшие в восстании, и многие другие. Иногда Лидка помогала подружкам распространять нелегальную литературу или переносить оружие. Но никогда не была активной участницей подполья. Мало того, не состояла официально ни в одной организации кроме харцерских "Серых шеренг". Потому и не рассказывала никому, что происходит у них дома.

    Данишевские не состояли в конспирации. И тем не менее )

    20,29 КБ
    На снимке: Лидка, Ирена Колодзейская ("Ирена", погибла во время Восстания 31 августа в прорыве из Старого города на Средместье), Александра Гжещак("Оленька",умерла под пытками в варшавском гестапо в январе 1944)

    Без единого выстрела )
    На прорыв. )

    Заберу столько, сколько смогу )
    Простая смерть на Чернякове )


    На снимке студентки медицинской школы Заорского в марте 1943. Слева направо: "Иоанна", "Эва" (Эва Стефановская),"Оленька", Ядвига Борковская, в нижнем ряду сидит "Лидка"


    Другие портреты и биографии Варшавского восстания

    Первые дни. Светлая коса
    Радослав. Часть первая
    Иоанна. "Мать гракхов"
    Ким
    лейтенант Башмаков
    Смерть капитана Влада
    Густав. Из воспоминаний. Тигр горит ярче
    ксёндз Тшечак и немецкая награда
    красноармеец Гриша

    << Previous Day 2007/01/02
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org