Запасная нора
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Monday, January 22nd, 2007

    Time Event
    4:20p
    Сегодня годовщина кровавого воскресенья
    Девятое января 1905 года приходилось на воскресенье.

    За несколько лет до этого начальник Московского охранного отделения С.В. Зубатов развернул активную деятельность по борьбе с оппозиционными и революционными организациями.При нём окончательно сформировалась служба политического сыска,осуществлявшая сбор информации и слежку за неподконтрольными и неблагонадёжными лицами во всех крупных городах страны. в том числе "летучий филерский отряд" для борьбы с революционными организациями.
    Одновременно при Зубатове начали создаваться рабочие организации под контролем полиции. Разногласия Зубатова с министром внутренних дел Плеве и крайне низкая эффективность тактики "полицейского социализма" привели к отставке Зубатова и удалению его из Петербурга во Владимир. Большая часть монархически настроенных рабочих осталась без присмотра, и опеку над ними взял на себя сотрудничавший с полицией сподвижник Зубатова священник Петербургской пересыльной тюрьмы Георгий Гапон.
    Среди верующих рабочих Гапон пользовался пользовался большим уважением, поэтому в августе 1903 пятеро выборных депутатов-зубатовцев обратились к нему с просьбой продолжить Так было положено начало "Собранию фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга".
    Вскоре администрация Путиловского завода начинает увольнения рабочих, среди которых оказывается несколько лояльных членов Собрания фабрично-заводских рабочих. Это становится поводом к большой забастовке, охватившей несколько разных фабрик. Незадолго до этого Собрание фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга составляет петицию к царю.Забастовка становится большим подспорьем для её поддержки.

    Окончательную редакцию обращения к царю составляет сам поп Гапон при поддержке инженера Путиловского завода эсэра Петра Рутенберга, который после событий Кровавого воскресенья введёт Гапона в круг эсэров, поможет ему скрыться за границей, а ещё позже по иронии судьбы станет одним из организаторов казни самого Гапона.

    В первые дни января общая численность участников забастовки достигает 140 тысяч.
    На утро 9 января назначено массовое мирное шествие рабочих с женами и детьми к Зимнему дворцу и вручение петиции.

    Вот текст ПЕТИЦИИ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ПОДАЧИ ЦАРЮ НИКОЛАЮ II В ДЕНЬ 9 ЯНВАРЯ 1905 г.  )
    О шествии становится известно более чем за три дня. Однако царь не собирается говорить с народом и уезжает отдыхать в Царское село, не пытаясь даже вникнуть в суть вопроса, и оставляет его разрешение местным властям. Городские власти срочно выводят на улицы части Петербургского гарнизона и срочно приданные им в подкрепление войска из других городов, в том числе 20 конных жандармских эскадронов и 8 казачьих сотен. Основные силы сосредоточены вокруг Зимнего. В последний момент практически перед шествием охранка делает попытку арестовать Гапона, но его отбивают многочисленные сторонники.

    В два часа пополудни войска открывают огонь по манифестанам у Главного штаба, в Александровском саду, и на Дворцовом мосту у Главного штаба. Под первыми же залпами падают охраняющие шествие городовые и полицейский пристав. Начинается паника. Конная жандармерия и казаки идут на толпу с клинками наголо, и манифестанты обращаются в бегство. Казаки начинают преследование, точпчут демонстрантов лошадьми и рубят шашками бегущих.



    По данным газет и общественных организаций общее число убитых в этот день превысило тысячу человек. В полночь уцелевший Гапон при посредстве того же Рутенберга обращается к пастве с воззванием, говоря о том, что "пули убили нашу веру в царя". Ночью полиция хоронит убитых на на Преображенском, Митрофаньевском, Успенском и Смоленском кладбищах, не доспуская родственников к могилам. По официальным данным погибших чуть более ста человек. Сотни продолжают числиться пропавшими без вести.



    Царь Николай тем временем пишет в дневнике: "9 января 1905 года. Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять, в разных местах города много убитых, раненых. Господи, как больно и тяжело! Мама приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми. Гулял с Мишей. Мама осталась у нас на ночь. Завтракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с икрой. Гуляли. Пили чай у мамы..."

    До первых декабрьских боёв революции 1905 года оставалось 11 месяцев.
    До февральской и октябрьской революций более 12 лет

    << Previous Day 2007/01/22
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org