06 February 2006 @ 01:46 pm
Посвящение  

... С этим дедом, с дядей Мишей, как мы его называли, я познакомился несколько лет назад. Что и как произошло, я не знаю и не могу объяснить до сих пор. Но мы практически породнились с ним и его семьей. Он - сван, я - русский, какие уж тут родственные отношения, но... Когда мы приезжали к нему в гости, что-то такое домашнее сразу возникало в воздухе. Мы говорили о детях и внуках, мы садились за стол, мы спорили и приходили к согласию по вопросам политики, да о чем мы только не разговаривали с ним, его женой, его сыном и зятьями...



... А он был виноделом. Да не просто виноделом, а виноделом в пятом поколении. Он рассказал мне и показал чем вино отличается от вина, как оно живет и какие возрасты проходит, он показал мне сколько труда забирает вино, и чем этот труд потом оборачивается. Я видел и пил такие напитки, о которых не слышал и не подозревал всю свою жизнь до знакомства с ним...

... А самое важное - он был представителем одной из самых старых грузинских семей, переселенных в 19 веке в долину реки Сочи. И он был лучшим представителем своей семьи и фамилии. Для всей нашей деревни он был неким общим дедом, и уважаемым всеми стариком. Он очень много рассказывал мне об обычаях горских народов, об их отличиях друг от друга, о том, как должен жить мужчина независимо от национальности. В общем я ездил к нему в гости просто послушать. И, поверьте мне, было что послушать.

... В свои неполные семьдесят, он очень редко отдыхал. Как правило, приехав к нему я видел его за работой. То он занимается вином, купажит, переливает, проверяет. То он у себя в огороде, большом, кстати огороде, поделенном на две части - огород и сад. Факт то, что он никогда не покупал кукурузу, фасоль, зелень, персики, яблоки, мёд и еще очень много всего, он выращивал все это сам. Для себя, и своей многочисленной семьи, в которую входили также и его дети со своими семьями, живущие в городе. В общем он был трудяга.

... 15 января ему исполнилось 70. Но он в это время был в больнице. Он поехал в Краснодар на операцию, которой он не хотел и боялся. Его убедили врачи, что операция несложная, и проблем не будет, зато потом он сможет прожить как настоящий кавказский долгожитель сто лет. Не прожил. Не перенес он операцию. Сердце не выдержало. Первого февраля мы его похоронили. На похоронах было около полутора тысяч человек. Грузины, русские, армяне. Все. Многие плакали. Я тоже. У меня как будто что-то оторвали с мясом. С болью.

... Когда на кладбище закрывали крышку гроба, вдруг над рекой, сквозь мелкий, сыплющий снег, откуда-то с гор в сторону моря величаво, как будто в замедленной съемке, и как-то безмолвно, полетела стая белых лебедей. Я не знаю, как для других мест, для наших это мягко говоря нечастое зрелище, многие его видели вообще впервые. А когда гроб опускали в могилу, люди, стоявшие чуть в стороне под большим капитальным навесом из металлических труб и шифера, вышли из-под этого навеса попрощаться с дядей Мишей, и навес рухнул, придавив слегка одного, не пожелавшего выйти, и не затронув других. А когда опустили, в небо пошел залп из АКМ-ов. Все-таки - горцы. Воины. Он был один из них. Память ему вечная. И от меня вот это маленькое посвящение:



... Как-то странно все это началось, неожиданно даже. Вот представьте, живет себе спокойно, такая патриархальная деревня, все идет своим чередом, как вдруг...

... Как вдруг в деревне начинается цепочка смертей. Нет, ничего мистического или загадочного, и уж тем более никакого криминала. Но просто каждый месяц, а то и несколько раз в месяц, смерть забирает свою жертву. А последнее время что-то понравились ей молодые парни. То в аварии кто-то погибнет, то по-глупому, у себя во дворе упадет с груши, да так неудачно, что и до больницы довезти не успевали...

... Никто не знал, кто и когда будет следующим, но уже никто не сомневался, что кто-то точно скоро умрет. В деревне начались сплошные дни траура. Грузины ведь ходят в трауре год, а в строгом трауре, когда нельзя даже слушать музыку - сорок дней. Так и жила деревня, не выходя из одного строгого траура, сразу начиная другой, по следующему умершему не во время молодому парню...

... А дед, сам себе не отдавая отчета, как будто предчувствовал очередной приход смерти в деревню. То он вдруг начинал беспокоиться о ком-то, и тот человек вскорости умирал, то вдруг деду снилось, что кому-то плохо, он утром интересовался здоровьем приснившегося, и выяснялось, что тот умер во сне. В общем дед крепко задумался над этим. Он стал молчаливее, заметно погрустнел...

... Через какое-то время, он увидел это явно. Практически он чувствовал приход смерти в деревню, и понимал, к кому она идет. Он был зол на нее, за то, что она забирает молодых. Он даже пробовал как-то с ней заговаривать, но она не отвечала ему и делала свое дело с неумолимым упорством...

... А потом он вдруг увидел ее. Она направлялась к дому его родни. В принципе почти вся деревня была его роднёй. И тогда дед вышел из дому, перекрестился, и встал на пути идущей смерти. Он отдал ей себя, закрыв и защитив собой тех, кто ждал прихода смерти и тех, кто об этом никогда даже и не узнает...
 
 
( Post a new comment )
imp_2768[info]_b0c0u287_@lj on February 6th, 2006 - 06:53 am
сван - это лебедь по-английски
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 06:56 am
Да.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2768[info]_b0c0u287_@lj on February 6th, 2006 - 07:08 am
чем длиньше живешь, тем дольше горюешь...
а он дольше нас горевал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:10 am
Наверное - да.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_23488[info]kto_zdes@lj on February 6th, 2006 - 06:56 am
,
(Reply) (Link)
imp_5131: НЕ СПАТЬ[info]longys@lj on February 6th, 2006 - 06:57 am
грустно
без комментариев
(Reply) (Link)
imp_4988[info]chaotist@lj on February 6th, 2006 - 07:00 am
Хорошо написал.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:03 am
спасибо
(Reply) (Parent) (Link)
imp_14173[info]operchik@lj on February 6th, 2006 - 07:01 am
(
(Reply) (Link)
imp_27392[info]barmholio@lj on February 6th, 2006 - 07:13 am
за душу берет, да
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:14 am
ага
(Reply) (Parent) (Link)
imp_16187[info]pusha_zajachik@lj on February 6th, 2006 - 07:28 am
мир ему. я верю, что там уже никто ничего не боится.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:32 am
Сто процентов
(Reply) (Parent) (Link)
imp_6540[info]uno_momento@lj on February 6th, 2006 - 07:29 am
красиво жил, достойно ушел
(Reply) (Link)
imp_32409[info]irminsul@lj on February 6th, 2006 - 07:30 am
сильнейше написано
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:57 am
спасибо, только тут нет моей заслуги. я про человека писал. что видел о том и писал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32409[info]irminsul@lj on February 6th, 2006 - 08:21 am
к сожалению, таких людей становится все меньше
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 08:21 am
да, к сожалению
(Reply) (Parent) (Link)
[info]ex_ashykhmin198@lj on February 6th, 2006 - 07:31 am
Жутко и грустно.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:35 am
Прикинь, [info]_b0c0u287_@lj в каменте подметил абсолютно верную вещь Swan - лебедь. А я это через день только сассоциировал после похорон. А ведь дед-то сваном был. Вот оно как...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]ex_ashykhmin198@lj on February 6th, 2006 - 08:03 am
И вот скажи что в жизни без мистики
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 08:05 am
Я сам под впечатлением
(Reply) (Parent) (Link)
imp_20273[info]petrovich_75@lj on February 6th, 2006 - 07:40 am
Я понимаю тебя..
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:43 am
спасибо
(Reply) (Parent) (Link)
imp_32402[info]phago_lov@lj on February 6th, 2006 - 07:53 am
Вечная память. Очень мало вокруг достойных людей.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 07:56 am
и все меньше их остается
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32472[info]alvor@lj on February 6th, 2006 - 11:59 am
Может быть ТАМ их все больше? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 12:00 pm
может быть
(Reply) (Parent) (Link)
imp_32452[info]_kukla@lj on February 6th, 2006 - 08:09 am
мурашки по коже!
побольше бы таких людей...
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 08:12 am
жалко что ушел. еще хотя бы лет пятнадцать мог нас поучить...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32452[info]_kukla@lj on February 6th, 2006 - 08:18 am
жалко, конечно.
такие вопросы не в людской компетенции, какая-то высшая мудрость и целесообразность оправдывает кончину каждого, наверно...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 08:19 am
я думаю да
(Reply) (Parent) (Link)
imp_11556: Me2[info]kisa_ku_ku@lj on February 6th, 2006 - 08:12 am
Хороший человек живет вечно... В наших сердцах...
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 08:12 am
да
(Reply) (Parent) (Link)
imp_11555[info]viketz@lj on February 6th, 2006 - 08:17 am
да!!!
(Reply) (Link)
imp_9092[info]born_phoenix@lj on February 6th, 2006 - 10:13 am
.
(Reply) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on February 6th, 2006 - 01:58 pm
Занчит, завершил он все дела мирские - на то воля Всевышенго и умер без особых мук. Жаль, что рано люди умирают. Вообще, людям после 70 операции делать не рекомендуется, мой дед так сократил жизь себе на фоне рака - кардиостимулятор ставили.

А сван - это какой-то особая ветвь в среди грузинского этноса?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 6th, 2006 - 02:07 pm
Не совсем точно. Это одна - картвельская группа языков. Грузины, менгрелы, сваны. В принципе разные нации одной ветви.
Вот тут наиболее правильно:
http://vologda.km.ru/magazin/view.asp?id=FD7DB8C3CC0E4C37BE2FCCB99C613773
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on February 7th, 2006 - 07:25 am
Лично мне статья не понравилась. Там больше про политику, нежели этнографию. Я так для себя понял, кто они и что они, легче в энциклопедии посмотреть.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on February 7th, 2006 - 07:36 am
Ну да, я сначала начал читать, вроде все правильно, отправил тебе линк, дочитал, а там хуйня.. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on February 7th, 2006 - 11:19 am
Та ладно, главное,я для есебя узнал
(Reply) (Parent) (Link)
imp_32477[info]yuriyk@lj on February 6th, 2006 - 05:16 pm
Пусть земля ему будет пухом :((
(Reply) (Link)