15 May 2007 @ 01:41 pm
Бирюса. Шхельда  

В смутные студенческие времена, занесло меня как-то на Бирюсу. Нет, это не та Бирюса, про которую пел кто-то из блатных бардов. Та Бирюса впадает в Ангару, через нее проходил Великий Каторжный Путь, и на ней я тоже был. А эта Бирюса впадает в Енисей. А после построения Красноярской ГЭС она стала впадать в Красноярское море.

Знаменита она тем, что все ее берега составлены из известняковых скал, насквозь проточеных водой. Как сыр. На очень небольшой площади сосредоточено более трехсот пещер. Ну, по крайней мере когда я там был то более трехсот было снято на карту. Сейчас уже может и того больше. Вот по этим-то пещерам мы и шлялись несколько лет. Приходили по льду если зимой, или приплывали на зафрахтованной за бутылку водки лодке если летом, заваливались в избу, пили водку, пели песни, а утром шли в пещеру. Интересно было. Много чего там происходило на этой избе, постараюсь потихоньку рассказывать разные истории и байки.

Например туалет у нас назывался шхЕльда. Почему? Не знаю. Так повелось исторически от старших товарищей. Построен он был так. От избы, по склону горы шла, поднимаясь серпантином вверх, тропинка. И на одном из поворотов ее серпантина, тропинка раздваивалась. Собственно подъем наверх шел направо, а налево, в сторону обрыва, шел деревянный мостик. Сантиметров сорок шириной. И заканчивался он будкой. Вот представьте, склон, плавно переходящий в обрыв высотой в метров в сто, к этому склону-обрыву непонятно каким чудом прилепились две тоненькие сосенки. Толщиной с мужскую руку в бицепсе. На эти сосенки были брошены с тропинки две деревянные лаги, поперек лаг прибиты дощечки, образующие мостик, а в конце мостика, как раз между этими сосенками, построена деревянная будка. Одноочковый сортир. Проходишь по мостику в будку, разворачиваешься лицом назад к мостику, закрываешь дверь, снимаешь штаны, садишься, смотришь в прорубленное в полу очко, и серется тебе ой как легко и хорошо. Потому что под тобой метров пятнадцать пустоты, а потом каменный склон практически вертикальный, и весь засраный. Сидишь, ветром тебя вместе с будкой качает, ускоряет, так сказать, процесс дефекации. А ты в это время, чтобы не паниковать, читаешь таблички. Дело в том, что в обязанности каждого посетителя избы входило принесение из города какой-нибудь таблички для шхельды. Вот и была вся будочка украшена вывесками типа "не влезай убъет!", "для пуска воды нажми педаль внизу", "осторожно - воздух высокого давления" и т.д. Много было этих табличек. Очень много.

Или вот еще интересное. Зимой, чтобы не вымерзнуть, в избе топилась буржуйка. Сколько народу по пьяни прислонилось к ее раскаленной трубе я даже и вспоминать не хочу. А хочу рассказать, как она топилась вечером. Когда собирались ложиться спать, то все знали, что до утра тепла не хватит, как ни топи. Все же минус тридцать-тридцать пять на улице. И начинали топить печку впрок. Топили, топили, а сами сидели за столом, играли в карты. Сначала при свечке, потом, когда печка становилась красной, а свечки просто падали от температуры, как в хорошей бане, мы зажигали масляную лампу. Все сидели, обливаясь потом и ждали, кто первый взвоет от жары. Жертва должна была или начать раздеваться, ведь сидели-то все в свитерах, валенках и т.д., или должна была просто сказать - харэ топить! Тогда все спокойно ложились спать, потому что утренний истопник этим поступком назначался автоматически. Взвыл? - Хорошо, больше не топим, но утром, когда изба вымерзнет, и народ, начинающий замерзать даже в пуховых спальных мешках, застучит зубами, жди пинка под жопу от соседа. Тебя пнут, придется вылезти из спальника, сохраняющего остатки тепла, дойти до буржуйки, разжечь ее, закинуть туда сколько влезет поленьев, и потом можешь спать дальше. Если захочешь.
Вот и представьте, как топилось с вечера, чтобы только утром не стать истопником.

Да, забыл совсем. Когда истопник уже был назначен, и все вальяжно заползали в мешки, частенько запросившему пощады задавали такой вопрос: Вот ты просишь больше не топить, а ты хоть раз слышал, чтобы на Бирюсе находили жареных людей? Нет? А обмороженых - сколько хочешь!

А тем, кто небыстро или неплотно закрывал за собой входную дверь все время повторяли - закрой дверь, Сибирь не натопишь!

Вот. Вспомнилось чего-то. :)

 
 
( Post a new comment )
imp_32587[info]sparklone@lj on May 15th, 2007 - 04:50 am
Класс, интересные воспоминания, спасибо )
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 04:52 am
Думаю что только начало. Там очень много всего происходило :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32587[info]sparklone@lj on May 15th, 2007 - 05:56 am
Верю, вот почему то верю )) Глядя на начало - там не могло на этом все закончится ))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 06:03 am
;) Вопрос захочется ли писать :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32587[info]sparklone@lj on May 15th, 2007 - 06:05 am
Надо, Федя, надо (с) )))
Раздразнил понимашь.. Изувер ))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 06:08 am
:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_5139[info]dvarniaga@lj on May 15th, 2007 - 04:51 am
мдя. сортирчик для экстремалов, женский тоже?

у меня в гараже буржуйка
раз попяни покачнуло и ладонью оперся
ладошка была классная, вся в подушечках. как у кота)))
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 04:52 am
Нету у альпиниствов и спелеологов разделения на М/Ж :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5139[info]dvarniaga@lj on May 15th, 2007 - 05:02 am
а ебуцца как?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:05 am
Не в горах только.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5139[info]dvarniaga@lj on May 15th, 2007 - 05:06 am
стремно
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:08 am
В горах конечно стремно. Туда не за блядками ходят :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5139[info]dvarniaga@lj on May 15th, 2007 - 05:12 am
чето не верится, неужели жизнь своего не берет
есть же всякие длительные стоянки
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:14 am
Выматываешься в пещере так, что следующие сутки все трясется от усталости. А как только перестало - опять в пещеру. В общем не было там у нас блядок. В принципе не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5139[info]dvarniaga@lj on May 15th, 2007 - 05:18 am
да понятно
(Reply) (Parent) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 04:52 am
Да, красивейшие места! В прошлом году был в командировке в Красноярске. Посетил все места, что на десятирублевке...
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 04:53 am
:) Правильное решение. На Столбы нужно было еще сходить :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:02 am
Когда летел обратно, с соседом по креслу разговорился, он меня спросил: Был на смотровой площадке, что на пути к ГЭС? Говорю: Был. Видел большой дом внизу? - спрашивает. Говорю: Бидел. На что он, гордо так говорит: Мой!
Оказался какой-то местный бизнесмен...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:05 am
Там смотровка не на пути к ГЭС, а еще по дороге до Дивногорска. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:11 am
Точно не скажу, но это там где памятник чудо рыбе... Там еще деревня, где Аксенов (если мне память не изменяет) жил.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:13 am
Жил там не Аксенов, а Астафьев, деревня называется Овсянка, и памятник там не чудо рыбе, а Царь-Рыбе :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:19 am
Excuse me, обосрался. На фамилии и номера телефонов у меня врожденный кретинизм. Я их не запоминаю...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:27 am
:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_16549[info]ex_prokhinde108@lj on May 15th, 2007 - 06:33 am
во-первых, не Моня, а Фима, во-вторых, не не "Жигули", а "Волгу", в-третьих, не в "спортлото", а в карты. А в-четвёртых, не выиграл, а проиграл!
:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 06:36 am
Да, а я в таком варианте слышал:
Все это правда, только не в преферанс, а в буру, не двадцать тысяч а тридцать, и не выиграл а проиграл.
:)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:15 am
Меня что еще поразило. Оказывается после ГЭС в сторону города две скалы заменированы и их охраняет целая воинская часть. Это на случай если платину прорвет, чтобы Красноярск не затопило...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:16 am
А вот это - полная хуйня.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:21 am
Ну, не знаю... За что купил, за то и продаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:27 am
Поверь мне
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]yaroshiku@lj on May 15th, 2007 - 05:32 am
Придется...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:33 am
:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_3424[info]sasha_bor@lj on May 15th, 2007 - 04:53 am
здОрово! хорошо Вы написали, знакомо мне это всё! )))
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 04:54 am
Был на Бирюсе?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_3424[info]sasha_bor@lj on May 15th, 2007 - 05:01 am
на Бирюсе на самой не был, но в тех краях бывал, да.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:04 am
Круто :)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 05:27 am
...Потому что первостроитель гальюна имел какие-то счеты к коварной горе Шхельда в Приэльбрусье? Последняя имеет почти круглую "корону вершин", которую можно злопыхательски интерпретировать как... угу. ;-)
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:32 am
Возможно :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 05:36 am
Стала вспоминать - не совсем так, наверное. В альплагере выше лагеря Шхельда по ущелью Адыл-Су - в Джан-Тугане - существовал эвфемизм, когда надо было в компании на минуточку выйти: "сходить в Шхельду". ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:39 am
Может и оттуда
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 05:43 am
Это я к чему - а ведь так и топонимы появляются... неожиданные... ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 05:44 am
Я думаю, что нашу шхельду строил кто-то из тех, кто в свое время "ходил до шхельды" :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 06:39 am
Да, через Баксанский район в своем время много народу протопало... ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 06:42 am
У нас на Бирюсе главными всегда альпинисты были. Даже Снежный Барс был один - Дима Гусев.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 06:53 am
Да, наверное, не только там.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 06:58 am
Только там. В других местах главных и без них хватало )))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 07:02 am
Мы о - "на природе" - или? ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 07:05 am
Да. Именно о на природе. Потому что при выездах на рыбалку альпинистов заставляли веслами грести как самых сильных, но самых бестолковых :) Например. А на охоту их вообще не брали. Они потому что через тайгу как носороги ломятся всех и все распугивая :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 07:10 am
8-о
Мне, верно, повезло: неправильные альпинисты попадались... ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 07:12 am
Альпинист он по горам лазить обучен. А не шишки в тайге колотить :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 15th, 2007 - 01:48 pm
Зато "садовый вопрос" хорошо решает, ежели не в горах... ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 16th, 2007 - 01:57 am
Это что еще за вопрос такой? ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 16th, 2007 - 02:09 am
Любимое выражение моей свекрови: садовый вопрос решать = кой-чем груши околачивать. ;-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 16th, 2007 - 02:09 am
Хехехехе :)))) В этом вопросе специалистов и вправду - пруд пруди! :))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]magenta_13@lj on May 16th, 2007 - 02:13 am
Дык ;-)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]d0tcom@lj on May 15th, 2007 - 05:28 am
Тка вот почему тоска в глазах, когда доска в зубах!
(Reply) (Link)
imp_44009[info]bugeeboo@lj on May 15th, 2007 - 07:28 am
здорово!!
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 07:30 am
:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_28231[info]megapasha@lj on May 15th, 2007 - 08:08 am


что-то типа такого? ;)
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 15th, 2007 - 08:15 am
Да, только гораздо дальше отодвинуто от горы. Метров на пять :) А принцип тот же :)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 16th, 2007 - 07:24 pm
Ахуительно!
(Reply) (Parent) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 16th, 2007 - 07:23 pm
А дежурство просто нельзя было назначить? Если вас много, то типа один с ночи подтапливает, другой, допустим, с утра, а то это ж получается глупо, сидеть, потеть, но молчать. Глупый принцип?:) Да, здорово так отдыхать. Дед у меня рассказывал, как он в пещаных террасах на Волге неделями один жил.

Ох, а туалет классный. Аж просрацца захотелось. Пойду я:)
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 17th, 2007 - 04:36 am
Я уже понял, что все, что мы делали когда-то, и что я описываю в воспоминаниях мы делали неправильно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 17th, 2007 - 06:19 am
Да нет, это нормально переоценивать потом что-то. Но в этом примере, по-моему уж так наглядно можно было дежурство сделать:)) Распределение обязанностей - ведь у туристов, всяких людей, занимающихся подобными вещами оно всегда присутствует:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 17th, 2007 - 06:48 am
"Турист" считалось на Бирюсе неприличным словом. Там у нас ничего не делалось по расписанию и порядку. Туда ходили не для того, чтобы умереть от скуки. А для того, чтобы эту скуку развеять. И если у кого-то все по порядку и по записи, то это вовсе не значит, что правильно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 17th, 2007 - 04:37 pm
Не всё по расписанию, а только насущные хозяйственные дела, без которых ну никак:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 17th, 2007 - 06:49 am
А больше всего мне нравится, что все, кто ходил на Бирюсу считают что все было единственно правильным способом организовано, а Петя, уверен что там были долбоебы, и надо все переоценить. нет, братан, спасибо, как нить сами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 17th, 2007 - 04:39 pm
Ты чего-то всё как-то радикально воспринимаешь. Я не говорю, что там всё неправильно, просто по-моему очевидно сделать было в конкретном случае конкретную вещь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 18th, 2007 - 01:56 am
Ну хорошо. Задачка для тебя. Собралось на избе 30 рыл. Пришли на неделю. На семь-восемь ночей. Создай расписание утренней растопки печи. Учти, добровольцев нет. Нужно обосновать каждому попавшему в список, почему он попал а его кореш нет.
Вперед. Хорошая логическая задачка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 18th, 2007 - 07:45 am
1) Разбить на 15 пар, чтобы людям в дежурство не было скучно, вдвоем легче.
Два варианта развития событий:
1) Неделя (если считать, допустим, с понедельника по воскресение, то это 6 ночей, то тут вообще 30 на 6 делится - по пять человек встало. Одни рубят дрова, другие растапливают. Никто не будет в обиде, все при деле.
2) Бросить жребий, кому и когда вставать на дежу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 18th, 2007 - 08:34 am
Ненене, братан. Рубить дрова и растапливать печь совсем не одно и то же. Не путай теплое с мягким. Пять истопников утром нах никому не нужны. Там работы на десять минут одному.
Задача не решена.
Жребий? Это нечестный вариант. Низачто человек может пострадать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 18th, 2007 - 06:18 pm
Чем же жребий нечестный - всё по воле случая.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 19th, 2007 - 02:19 am
А тем нечестный, что одному может выпасть пять раз топить, а другому на разу. При прочих равных условиях. Это несправедливо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 20th, 2007 - 06:04 pm
Зачем?
Просто в первый же день в зависимости от кол-ва дней и кол-ва людей нарезать бумажек и подписать на них номера дней (ну типа, 1,2,3), кто когда дежурит. Допустим, 30 человек, а пробудете всего неделю, соответственно, нарезать 30 клочков, 8 из которых будут с номерами дней дежурства. Кому-то выпадет 1, кому-то 5, а кому-то вообще ничего. И всё
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 21st, 2007 - 04:53 am
Петя, вот ты меня иногда упрекаешь в компьютерной педантичности. Но поверь, ей, этой педантичности ой как далеко до нудности, которая считает что только она знает правильный ответ на большинство вопросов.
Еще раз убеждаюсь, что причиной твоей смерти будет скука.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 21st, 2007 - 08:09 am
Ты почему-то вбил себе мнение, что я знаю правильный ответ:) Просто изначально (возвращаясь к тому, что ты написал в посте) мне показалось как-то не очень разумным и даже немного жестоким способом вот так дежурство назначать (вобщем-то это я и хотел изначально выразить), типа не выдержал (слабое звено), проиграл.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 23rd, 2007 - 02:50 am
Причем это не самый жестокий из методов, практикуемых на Бирюсе был. Я еще расскажу как-нить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_32381[info]rimskijpapo@lj on May 23rd, 2007 - 06:15 pm
А что, ещё была публичная порка и горох?:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 24th, 2007 - 04:06 am
Не торопись. Придет время - расскажу :)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_5734[info]boctok@lj on May 23rd, 2007 - 02:27 pm
Ух!.. Родная изба же была. Это мое спелео-археологическое детство и отрочество в Красноярске. Спасибо за душевный рассказ! Пошла френдить.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 24th, 2007 - 04:02 am
О!!!! Когда там была? Как называлась????
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5734[info]boctok@lj on May 25th, 2007 - 10:33 am
http://boctok.livejournal.com/182806.html

Очень жалко, но мы вряд ли там пересекались: слишком разные возраста. Я там была в свои 15-16 лет, в сааамом начале девяностых.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2753[info]olduser@lj on May 29th, 2007 - 02:18 am
Да, я пораньше был. В сааамом начале восьмидесятых :)
(Reply) (Parent) (Link)