мемуарная страничка
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Saturday, July 2nd, 2011

    Time Event
    7:35p
    Сталинград.
       "Через Волгу переправлялись на бронекатере. Низко сидящее суденышко, с двумя башенными орудиями и спаренным крупнокалиберным пулеметом, шло сквозь комки ледяной каши. Волга парила, вода еще не замерзла, а мороз стоял градусов семь-восемь.

       Нас набилось в трюмы и на палубу целая рота. Большинство загнали вниз, но бронебойщиков с нашими двухметровыми "кочергами" оставили наверху Отчалили перед рассветом, ледяная шуга забивала механизмы, двигатель грелся, и бронекатер шел медленно.

        Немцы вели обстрел из орудий, а ночное небо непрерывно освещалось ракетами. Один из снарядов разорвался неподалеку, подняв фонтан воды. Крупный осколок ударил в корпус. Но у немецких артиллеристов имелась более заманчивая цель: деревянная баржа с пехотой, которую толкал маленький буксир. Уже светало, баржа шла тоже медленно. На моих глазах в нее попало не меньше двух-трех снарядов.

        Что такое взрыв гаубичного 105-миллиметрового снаряда для судна, набитого людьми, я мог представить. Десятки убитых и раненых. Взрывная волна выбросила за борт несколько тел, обломки досок, какие-то куски (может, разорванные части трупов), горела палуба.

        Обе трехдюймовки бронекатера, упрятанные в танковые башни, посылали снаряд за снарядом. Куда они стреляли? Весь берег и высоты приволжских холмов освещались орудийными вспышками, что-то горело, взрывалось. Буксир вытолкнул разваливающуюся, полузатопленную баржу на отмель, из нее хлынула толпа красноармейцев. Потом стали выносить раненых.



       Так началось мое второе хождение в Сталинградскую битву. Я попал в один из полков 62-й армии, оборонявшей в июле подступы к городу, а позднее и сам Сталинград. Конечно, нас, июльских, в ротах и батальонах практически не осталось.

    Рота, куда я попал, насчитывала 15–17 человек, а командовал ею младший лейтенант. Все были рады подкреплению в десяток бойцов, хотя даже теперь рота не дотягивала до полноценного взвода. Я огляделся и был очень удивлен, что линия фронта на нашем участке проходит в ста метрах от обрыва. Плюс метров семьдесят береговой полосы. Вот и все, что осталось в наших руках на этом участке, примерно в центре Сталинграда.Read more... )










    11:52p
    Оказывается эстонские полицаи даже под Сталинградом отметились.
     27 июля 1948 г.

    гор. Курессааре

    Я, старший следователь Саарского УО МГБ СССР – мл. лейтенант (…), допросил в качестве свидетеля –
     
    РАХУМЕЕЛЬ Юханес-Освальд Юханович, 1916 г. р., уроженец вол. Кярла, уезда Сааремаа ЭССР, эстонец, гр-н

    СССР, беспартийный, образование 6 классов, занимается сельским хозяйством.

    Проживает на хуторе Ратра дер. Иемпа, вол. Карла, уезда Сааремаа.

    Свидетель РАХУМЕЕЛЬ за дачу ложных показаний пост. 95 УК РСФСР предупрежден.

    (подпись)

    Переводчик мл. лейтенант (…) об ответственности за

    правильный перевод по ст. 95 УК РСФСР предупрежден.

    (подпись)

    Вопрос: Где вы проживали и чем занимались в период Советской власти в ЭССР, т. е. в 1940–1941 гг.?

    Ответ: В период Советской власти в ЭССР, т. е. в 1940–1941 гг., я проживал в вол. Карла, ЭССР, уезда Сааремаа, на хуторах своих родителей и занимался сельским хозяйством.

    Вопрос: Вы подлежали призыву в Советскую Армию в 1941 г.?

    Ответ: Да, я был мобилизован в ряды Советской Армии в августе 1941 г. и был зачислен в одну часть береговой охраны в Сааремаа, где служил до 5 октября 1941 г., т. е. до окончания военных действий на о. Сааремаа. После чего я перешел обратно к себе домой в вол. Карла.

    Вопрос: Находились ли вы в плену у немцев?

    Ответ: Нет, в плену я не находился.

    Вопрос: Была ли вол. Карла оккупирована немцами, когда вы пришли домой из Советской Армии?

    Ответ: Да, вол. Карла, т. е. местность, где я проживал, была немцами оккупирована.

    Вопрос: Состояли ли вы членом организации "Омакайтсе"?

    Ответ: В организацию "Омакайтсе" я вступил добровольно в середине октября 1941 г. и состоял членом до февраля 1942 г., т. е. до моего вступления в 36-й полицейский батальон. За время моего пребывания в "Омакайтсе" мне была выдана русская винтовка и 30 шт. боевых патронов. Кроме того,я получал зарплату 60–70 немецких марок.

    Вопрос: Расскажите о своей практической деятельности,как член организации "Омакайтсе"?

    Ответ: Один раз я, как член организации "Омакайтсе",участвовал в облаве по поимке ИНГАЛЬТА Александра, который в период Советской власти являлся председателем уездного совета Саарамаа. Но в этой облаве ИНГАЛЬТА поймать не удалось. Кроме того, я охранял арестное помещение, которое находилось при штабе "Омакайтсе". В этом помещении находились арестованные советские граждане.Также я охранял советских военнопленных, которые содержались в парадном доме волости Карла, а также я охранял аэродром.

    Вопрос: Когда вы вступили в 36-й полицейский батальон?

    Ответ: В 36-й полицейский батальон я вступил добровольноRead more... )








    << Previous Day 2011/07/02
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org