Охлажденная треска |
[Aug. 23rd, 2007|02:16 pm] |
Те, кто поглощает сибасов и дорад в московских ресторациях, вряд ли догадываются, что это рыбки выращены на прибрежных фермах, как и норвежский лосось, как и устрицы... И боюсь, уже ни за какие деньги мне уже не попробовать охлажденной трески. Треска в СССР была самой дешевой морской рыбой, но многие ее как раз не любили за морской йодистый вкус. И брали хека, хотя хека брать - последнее дело, моя мама его никогда не брала, считая самой невкусной рыбой, а уж моя-то мама знает толк в еде. Потом, когда мясо стало дефицитом, московская публика оценила треску как заменитель мяса. Треску ели, когда хотели сэкономить на еде, например. Потом треска тоже стала дефицитом в Москве. А на Севере рыба дефицитом долгое время не была. Я помню, как приходила в магазин, где была и треска, и сайда, и палтус, и камбала. Семги не было. Всю семгу отправляли для усиленного питания слуг народа. Однажды рыбакам Варзуги (это такой рыбацкий поселок на Белом море) спустили заказ наловить семги к 18 съезду ВЛКСМ, причем в январе. Семга может оказаться в устье пресноводной реки не ранее марта-апреля, к съезду ВЛКСМ красная рыбка никак не успевала. Но плановая экономика - страшная сила. Рыбакам выделен был бюджет, они кое-где раздолбали лед и поставили сети. Деньги им были выплачены. Работы были выполнены. Семги не наловили. Рыба семга оказалась несознательной, и к 18 съезду ВЛКСМ к устью реки Варзуга не пришла, дабы поддержать дух патриотизма и преданности делу Ленина и партии среди делегатов съезда коммунистической молодежи большой, даже великой страны.
Кстати, "варзуга" - это один реликтовый подвид семги, который водится только в этой реке. С уникальным, непередаваемым вкусом. Сегодня можно за приличное лицензионное вознаграждение приехать и поудить эту семгу-варзугу во время нереста. Что многие иностранцы и делают, только они семгу ловят, измеряют, фотографируются с нею и выпускают обратно зачем-то. А наши - съедают. Впрочем, они это делали и раньше совершенно бесплатно. А военные вообще летали за семгой на своих вертолетах и глушили ее какими-то шашками. Еще военные на Севере любили летать на вертолетах на медвежью охоту. В общем-то, наши люди правильно делают, что съедают выловленную семгу. В московском супермаркете такой не продадут. Ни за какие деньги.
Но речь шла о треске.
Треска мороженная и треска свежая не вкус не имеют между собой ничего общего. Свежая треска тает во рту, рассасываясь в нем без каких-либо жевательных движений. Она сочная, нежная, пахнет морем. Она потрясающе вкусна просто сваренная на пару, или запеченная, или жареная, с майонезом и луком, как тогда мы все ее готовили... Я обожала уху из ее голов и хвостов, с икрой и свежей печенью трески, из ухи, а не из банки "печень трески в масле"... Такую треску я ела на Севере весной и летом, осенью и зимой. Я даже не знаю, есть ли у нее свой "сезон", наверняка есть... так вот, свежая треска мне нравится намного больше вашей норвежской семги. Но, конечно, не больше семги из реки Варгуза. |
|
|