Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет p_govorun ([info]p_govorun)
@ 2009-02-10 21:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Почему оно работает?
История первая. В XIX веке кому-то (увы, не помню его имени) пришла в голову идея построить винтовой пароход. Давно известно было, что архимедов винт способен перекачивать воду. Избретатель поставил такой винт, вроде шнека от мясорубки, на корабль и привёл его в движение паровой машиной. Никакой теории, естественно, не было. Но -- заработало! Корабль двинулся вперёд.

Через какое-то время после начала эксплуатации этот пароход налетел на камень, и вдруг, после этого, стал идти быстрее. Оказалось что при ударе отломилась часть винта, и от спирали остался только один завиток. Остальная часть винта не помогала, а наоборот, мешала.

Так появился современный винт, с лопастями.

История вторая. При проектировании "Шаттла" стык между частями твёрдотопливного ускорителя был запроектирован в виде щели с резиновой прокладкой. Для надёжности прокладок сделали не одну а две.

Всё работало. Правда, работало оно несколько иначе, чем было задумано. При пуске двигателя щель расходилась от давления, резина сдвигалась с места и укладывалась в щель заново, при этом горячие газы часто успевали прожечь первое кольцо, а иногда подгорало и второе. Но разбираться в этом никто не хотел -- всё ведь работало.

Но однажды "Шаттл" запускали в холодную погоду. Резина задубела и не сдвинулась вовремя. Результат -- катастрофа "Челленджера".

Мораль. Я не отрицаю, что нынешняя система фондового рынка работает. Но мне кажется, что пора бы поинтересоваться, почему она работает?

P.S. Бонус: третья история.


(Добавить комментарий)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-10 22:54 (ссылка)
Это очень просто. Она работает потому, что людям внушили в школах и университетах, что существует инфляция (не в результате деятельности центробанка, а сама по себе, как землятресения и паводки), и от нее можно спастись, инвестируя в фондовый рынок.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mithrilian.livejournal.com
2009-02-10 22:58 (ссылка)
Ну, вообще-то, инфляция существовала задолго до школ и университетов, где стали это внушать. Рим? Византия?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-10 23:05 (ссылка)
Если вы про введение в монеты медных примесей, то да, аналогичная ситуация. С тех пор без всеобщего образования такой номер перестал проходить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:06 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra
2009-02-11 07:10 (ссылка)
Ну или про колебания количества золота, находящегося в обращении.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:05 (ссылка)
Я тоже подозреваю, что система в немалой степени держится массовой традицией. Более того, эта традиция понемногу "расходуется". С двух сторон: во-первых появляются люди, которые в ней сомневаются, а во-вторых, даже те, кто хотел бы следовать традиции, не могут в ней разобраться из-за того, что она всё больше запутывается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-10 23:07 (ссылка)
Пока нет денежной и банковской систем, бессмысленно обсуждать все остальное. Необходимый минимум - это чтобы можно было сохранять покупательную способность, не инвестируя. После этого уж можно будет преизобрести рисковые инвестиции и, в частности, фондовый рынок.

Чем, по-вашему, обеспечивается бумажный доллар, кроме вере Обаме на слово, что он не напечатает новых (каковое обещание нигде не записано)?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:15 (ссылка)
Я пытаюсь понять, была ли когда-нибудь в истории возможность "сохранять покупательную способность, не инвестируя". В общем-то, практически не было. Конечно, можно было вложиться в золото, но и тут проблемы. Если крестьянин купит золото в урожайный год, то в голодный год оно его не спасёт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-10 23:19 (ссылка)
Была, весь XIX век в Америке. Очень медленная дефляция, в точности соответствующая техническому прогрессу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:47 (ссылка)
Есть у меня подозрение, что эта возможность была обеспечена прогрессом.

К примеру, в области компьютеров прогресс сейчас идёт очень быстро и покупательная способность доллара возрастает. Если бы я пять или десять лет назад отложил бы тысячу долларов, то сегодня я мог бы купить на них компьютер, гораздо лучший, чем тогда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-11 00:12 (ссылка)
Да. Но технологический прогресс сопутствует всей истории человечества, в том числе идет и сейчас, так что ничего плохого в том, что та возможность была обеспечена прогрессом, нет. А вот то, что вы за ту же тысячу долларов можете купить гораздо меньше продуктов - это позор, поскольку никакой полосы катастрофических неурожаев за прошедшие десять лет не приключилось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-11 00:18 (ссылка)
В 19 веке, насколько я понимаю, урожайность постоянно росла (за счёт того же прогресса). А теперь уже не растёт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]birdwatcher.livejournal.com
2009-02-11 01:11 (ссылка)
Самая большая революция в урожайности была в 1940-1950 гг.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kouzdra
2009-02-11 07:11 (ссылка)
Как будто во 30-е годы обещание менять доллар на золото кому-то сильно помогло :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mithrilian.livejournal.com
2009-02-10 22:56 (ссылка)
Потрясает. что гребля веслами никого не навела на мысль о винте. Лопасти - те же весла.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 22:59 (ссылка)
Гребля вёслами навела на мысль о гребных колёсах. А лопасти винта на вёсла непохожи: они движутся поперёк потока, а вёсла -- вдоль.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mithrilian.livejournal.com
2009-02-10 23:23 (ссылка)
А-а-а! Я не врубилась, почему-то читала "винт", а в голове крутилось колесо! Спать пора, ога.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:41 (ссылка)
Вот и они так же :-) Думали, что кроме колеса ничего не может быть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mithrilian.livejournal.com
2009-02-10 22:59 (ссылка)
Да, еще колесо для водяной мельницы, оно ж то же с лопастями! Взять это колесо да и поставить на пароход. Опять же потрясает, что он делал сразу в натуральную величину а не модель типа там один к пяти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-10 23:01 (ссылка)
Так я и говорю: колёса были, а вот винт надо было придумать.

(Кстати, неплохая стимпанковская идея: самолёт с гребными колёсами :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nealar.livejournal.com
2009-02-11 15:32 (ссылка)
с грибными

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun
2009-02-11 15:41 (ссылка)
Это уже не стимпанк а психоделика.

(Ответить) (Уровень выше)

Зря смеётесь
[info]kray-zemli.livejournal.com
2011-11-25 09:32 (ссылка)
FanWing (http://en.wikipedia.org/wiki/FanWing)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Зря смеётесь
[info]p_govorun
2011-11-25 12:28 (ссылка)
Ух ты, какая штука.

(Ответить) (Уровень выше)