Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет p_govorun ([info]p_govorun)
@ 2005-08-14 23:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Ущербные парадигмы
Однажды один мой знакомый ехал в электричке с рюкзаком, к которому был привязан пенополиуретановый коврик. Дело было давно, в те времена, когда эти коврики были внове. Едущий рядом мужик заинтересовался, что это такое. Знакомый объяснил, что это коврик, на котором можно спать на земле. "Но он же поролоновый, он намокнет", -- сказал мужик. "Нет", -- ответил знакомый, -- "этот коврик пенополиуретановый, он не намокает". На что мужик сказал: "А, резиновый, значит".

Парадигма -- это когда у человека есть некий набор вариантов. Понять ситуацию -- означает отнести её к одному из вариантов. Есть поролон, и есть резина: отличить их нетрудно. А вот когда попадается что-то, не входящее в парадигму, -- тут-то и начинаются проблемы.

Мне доводилось пытаться объяснить людям вещи, не входящие в их парадигму. Нелёгкое это дело. Когда человек начинает осознавать что ни под одну из его моделей ситуация не подходит, он начинает просто нервничать и плохо себя чувствовать, так что даже и непонятно, стоит ли спор того, чтоб его продолжать. Мой знакомый так и не стал читать мужику в электричке лекцию о пенополиуретане, и, я полагаю, был прав.

А ведь где-то есть ущербность и в моих парадигмах...


(Добавить комментарий)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-15 05:38 (ссылка)
Да, у меня такого -- когда я была обладателем ущербной парадигмы -- ой сколько было. Тут главное везение -- когда объясняющий понимает, что ущербна твоя парадигма, и прямо так и говорит. "Кроме резины и поролона, еще есть материалы, из которых делают коврики.. " Очень мне помогает. Ненавижу рассуждения "Это похоже на то и на то, и еще немножко вот на это".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gray_bird@lj
2005-08-15 06:02 (ссылка)
Признак настоящего Учителя, когда на лету, буквально парой фраз выявляются все имеющиеся у индивида парадигмы имеющие отношение к ситации. Затем, в зависимости от ситуации, конструируеться и даеться, масимально понятная, не вызывающая отторжения новая парадигма или комбинация старых парадигмы, если она вписывается в реальность.
Высокий класс, когда при объяснении постоянно отслеживается обратная связь. Увы редко бывает, обычно или объясняющий впадает в транс и гонит, совершенно не обращая внимание на собеседника, или скачет с пятого на десятое, окончательно запутывая того, кому пытался развеять туман в голове.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-15 06:55 (ссылка)
Мне иногда проще при обучении, если времени мало, выступать в качестве задающего вопросы:)
К сожалению, человек, который способен внятно и корректно сформулировать ответы на вопросы, встречается несильно чаще, чем человек, которого и послушать совсем не грех и даже очень приятно и полезно:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gray_bird@lj
2005-08-15 07:11 (ссылка)
Вот задающие вопросы, как раз и вызыват раздражение. Вырабаталась у советского человека подсознательная неприязнь к спрашивающим. Спровоцировать человека вывалить всё, что по этому вопросу думает, это да. Потом "на лету" этот поток сознания структурировать, и аккуратненько заполнять лакуны.
Увы, очень редко встречается.
Людей которые могут связанно формулировать свои мысли вслух и/или на бумаге не сильно много. Ну не учит наше образование этому. Что есть зело плохо. Вот и хаваем ежедневно, "руское народное блюдо - каша в голове"!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-15 07:44 (ссылка)
Аккуратное заполнение лакун слишком часто приводит к полной перестройке структуры.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gray_bird@lj
2005-08-15 08:17 (ссылка)
Вот поэтому я и пишу слово Учитель с большой буквы. Человек, который может ТАК учить, должен быть мудрым и понимать последствия своих действий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2005-08-15 16:17 (ссылка)
Да, хороший Учитель -- это здорово. Только вот непонимание бывает не только при обучении, а и, например, просто в разговоре. Не всегда собеседник соглашается, чтобы из него вытрясли всю его парадигму, разобрали, сложили в другом порядке, и запихали обратно :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-16 09:14 (ссылка)
о!
ну что с ним, невытрясаемым, делать? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2005-08-16 09:29 (ссылка)
Отойти в сторону и тихо посочувствовать :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]airmax@lj
2005-10-25 18:08 (ссылка)
Людей которые могут связанно формулировать свои мысли вслух и/или на бумаге не сильно много.
Это не очень зависит от системы образования.
Ну и уж абсолютно точно не является свойством именно нашей системы образования невозможность воспитания большого количества таких людей. Не стоит заниматься самоуничижением, имхо, это неэффективно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2005-10-26 12:33 (ссылка)
Да, нашу систему образования можно ругать долго, но при этом не стОит забывать, что в других странах она, увы, не лучше.

"Нет ли у вас другого глобуса?" (C) анекдот.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]p_govorun@lj
2005-08-15 16:44 (ссылка)
и прямо так и говорит. "Кроме резины и поролона, еще есть материалы

И получает в ответ: "Выдумали тут всяких непонятных слов! Ты прямо скажи, этот твой пенополиуретан -- резиновый или поролоновый?" :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-16 09:16 (ссылка)
Можно, я цитировать буду? Про резиновый пенополиуретан и поролоновый пенополиуретан? А то у меня до сих пор была очень ущербная парадигма -- только один пенополиуретан в ней и был, и никаких к нему модифицирующих определений не выдавалось:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2005-08-16 09:36 (ссылка)
Ну, это вам повезло с парадигмой :-)

Вот например, многие, кому объясняли квантовую механику, считают, что есть электрон-частица и электрон-волна.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_shushuny@lj
2005-08-16 12:01 (ссылка)
эээ
ммм
не то чтобы мне объясняли когда-нибудь долго квантовую механику, но я .. э..
в общем, пора повиниться -- я вот тоже так думала раньше, да

(Ответить) (Уровень выше)


[info]egorfine@lj
2005-09-07 17:50 (ссылка)
Отлично! Процитировал у себя.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2005-09-08 06:36 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]slobin@lj
2007-10-08 15:46 (ссылка)
Не совсем в тему: была у меня в конце 80-х редчайшая, практически уникальная вещь: пустая пластиковая бутылка из-под лимонада. Ни у кого не было, а у меня была. И пошёл я с ней в магазин за подсолнечным маслом (тогда оно было разливное). Продавщица привычным жестом поставила её на весы... Выражение её лица я помню до сих пор.

... Как лист увядший падает на душу ...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]p_govorun@lj
2007-10-09 13:29 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)