29 January 2008 @ 07:30 pm
Итоги вчерашней конференции секции водного туризма МКК, как это услышали и увидели мы с женой.  
Итоги вчерашней конференции секции водного туризма ЦМКК, как это услышали и увидели мы с женой.

Итак, по группе Черника (основной вопрос, который там обсуждался).

Выявленные комиссией ошибки группы Черника:

1. График движения (слишком быстрый)
2. Отсутствие зама руководителя в походе 6КС
3. Один комплект карт, у рук-ля
4. недостаток еще 2-ух членов команда (невнятно, то ли дорастить двойку до 4-ки, то ли еще одну двойку)
5. Недостаточный предпросмотр препятствий
6. Отсутствие спутникового телефона


Ошибки группы после первой катастрофы:

1. Отсутствие письма (записок) на телах с указанием кто, когда и что случилось, а так же планов дальнейших действий группы
2. Отсутствие попытки захоронения тел.

Ошибки, которые привели к второй катастрофе:

1. Отсутствие человека, взявшего на себя функции руководителя.
2. Стали сплавляться на 2-ке, вместо того, что бы починить четверку (четверка была признана ремонто-пригодной )
3. Недостаточный просмотр, попытка пройти на "ура", не высадившись для просмотра в месте запланированной чалки.
4. Бросили на месте предыдущей аварии часть вещей, в том числе горное снаряжение (... хотя для нас непонятно, какое отношение к последующей аварии это имеет???? И, кстати, значится у них все же было горное снаряжение! По крайней мере, о нем упомянул Рязанский.)

Мистика (необяснимое):

1. Выжимная труба, застрявшая у Черника старшего между спасом и гидрой.
2. Вещи, ушедшие с ката-четверки во время первой аварии в полном составе

...у нас вчера были такие мысли, уже озвученные здесь в сообществе, что рюкзаки были просто спороты стропорезами и была попытка их использовать в качестве "паруса" совместно с морковкой. Правда, по-моему, технически это просто суперсложно - на гарцующем перевернутом катамаране дотянуться вниз до грузовых карманов, нащупать рюкзак, зацепить его морквой и после этого еще умудриться спороть его с ката, чтобы он ушел по донной струе. И это - при озвученном МКК условии, что выплывшие ребята НЕ ВИДЕЛИ старшего Черника борющимся с ситуацией. Т.е. - все проделать это должен был только его сын, без активной помощи со стороны ...

--------------------------------------------------------------------------
Моменты, обозначенные Рязанским и МКК вцелом (по озвученному заключению), но не отнесенные почему-то ими к "ошибкам/недоработкам".

1. И самый важный - ИМХО - отсутствие у группы нормальной горной подготовки для такого района. У одного из членов группы упоминался даже лыжный опыт, как "компенсация" горного.

2. Очень слабое или полное отсутствие оного (хотя это не очень понятно для туристов столь высокого класса) у группы знания топографии и непосредственно района экспедиции. Как знающих топографию, Рязанский  упомянул только Тищенко и старшего Черника.
По личному признанию того же Рязанцева, очень близко к месту первой трагедии располагается приток Юрункаша, по которому непросто, (а что в горах просто?) но вполне возможно было подняться до нормальной горной тропы, уже пробитой местными.
В этом аспекте я не очень понимаю смысл упомянутой "двухгодичной подготовки" Черника к этому походу... Или он готовился один? Или вся подготовка заключалась в наращивании 6-рочного опыта ребят??? Тогда, простите, это просто "рост", а не подготовка к маршруту...
3. Ребята, шедшие Юрункаш на 2-ке, никогда до похода не сидели вместе. Т.е. двойка была несхоженной. Возможно, это было малосущественно для их уровня подготовки, но факт остается фактом.

Момент, не считаемый МКК "ошибкой", но с точки зрения некоторых, находящихся на конференции, довольно критичный для экспедиции-первопрохождения на 6КС.

@. На маршрутах, подобных Юрункашу, (без возможности иной страховки) недопустима тандемная спарка 4-ка <-> 2-ка. Минимум - 4-ка <-> 4-ка. Все таки есть старое хорошее правило - страхующий кат должен иметь хотя бы теоретическую возможность выбрать из воды всех после аварии. Я лично присоединяюсь к этому мнению полностью, и мнение Рязанского -  "...не смогли набрать команду на две четверки..." звучит в данном случае как детская отмазка. Не смогли? Значит люди не готовы или не устраивает руководство/маршрут/иные обстоятельства. Это не повод НАСТОЛЬКО рисковать жизнями тех единиц, кто готов. Готовьте полноценную команду, если хотите туда идти.

@. На конференции МКК делала для себя довольно забавные "открытия велосипедов", которые давным давно известны и, по крайней мере раньше, были прописанны в общих правилах и рекомендациях. Об этом можно судить по новым рекомендациям МКК, выданным по итогам этой трагедии:

1. походы данной сложности должны длится не менее 20-ти дней.

2. в походах высшей категории сложности в группе необходимо наличие зам.руководителя (БОЯН, раньше это было непременным условием)

3. в данном регионе по условиям водного режима походы должны проходить на 7-10 дней позже, чем в случае этой группы.

3. все участники похода должны иметь яркие спас-жилеты красной или оранжевой расцветки. (БОЯН, это любой идиот знает, выходя на мало-мальски серьезный маршрут)

4. любая группа, выходящая на поход высшей кат.сложности в труднодоступный регион ОБЯЗАНА иметь спутниковый телефон. (Это при условии того, что нам очень долго объясняли почему у Черниковской группы телефона не было, и что его простым смертным на данном этапе невозможно достать впринципе!)

5. любая группа, выходящая на поход высшей кат.сложности в труднодоступный регион должна иметь с собой средства подачи сигналов о чрезвычайном происшествии, типа - фальшфейеры, ракетницы, зеркальца и т.п. ... (такой БОЯН, что просто молчу)
---------------------------------------------------------------------------
Что вывело из себя больше всего. - То, что за исключением "возможности указать на чересчур скоростной вариант прохождения маршрута" МКК не обнаружила практически никаких недостатков в подготовке группы, - ну и соответственно - в работе "выпускающих" лиц.

ИМХО, необходимая часть того, что должно было быть в выводах комиссии:

@. Все члены группы, выходящей в подобный рассматриваемому, труднопроходимый район, должны иметь серьезный смежный опыт горных походов и занятий скалолазанием.

@. В группе ( у нас это было даже в 2-ечной 3-ечной Карелии...) должны быть карты местности и маршрута, как минимум - на каждом катамаране! И, естественно, что каждый член группы должен уметь её читать и по ней ориентироваться. Этому учат даже в детских турклубах, задолго до НТП...

@. Ну и про тандем 4-ка - 2-ка я уже говорил выше.

Ответ Рязанского на заданный наконец в лоб вопрос "При всех прочих и уже известных тонкостях, сейчас Вы бы выпустили на этот маршрут эту команду?" поверг меня (и не только меня...) в состояние шока:
- Да! Выпустил бы! Однозначно...!
------------------------------------------------------------------------

Вопрос: зачем нам МКК, которая не умеет делать выводы из произошедшего? И в которой личные пристрастия к своему протеже заслоняют то, что есть еще целая страна, в которой десятки, если не сотни тысяч людей, занимающиеся водным туризмом, и им как воздух необходима координирующая организация...???
------------------------------------------------------------------------

Простите, наверное многое сумбурно, многое спорно, но это общее мое и наше с Янкой ИМХО.
 
 
( Post a new comment )
imp_76245[info]morita@lj on January 29th, 2008 - 03:14 pm
"Ответ Рязанцева на заданный наконец в лоб вопрос "При всех прочих и уже известных тонкостях, сейчас Вы бы выпустили на этот маршрут эту команду?" поверг меня (и не только меня...) в состояние шока:
- Да! Выпустил бы! Однозначно...! "
-Чужими же жизнями рискуешь,а не своей
------------------------------------------------------------------------

Вопрос: зачем нам МКК, которая не умеет делать выводы из произошедшего? И в которой личные пристрастия к своему протеже заслоняют то, что есть еще целая страна, в которой десятки, если не сотни тысяч людей, занимающиеся водным туризмом, и им как воздух необходима координирующая организация...???
Какая-никакая,но все же нужна...
я пока в смешанных чувствах,буду думать
(Reply) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 29th, 2008 - 03:29 pm
Думать, конечно же, надо. Я не против МКК, я против такого подхода к делу...
(Reply) (Parent) (Link)
[info]grrrey@lj on January 29th, 2008 - 04:43 pm
Жесть.
Просто жестко. Особенно последнее, про выпуск...

Действительно - не умеют делать выводы. :(
(Reply) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 29th, 2008 - 05:04 pm
увы и ах... :(
(Reply) (Parent) (Link)
imp_110999: Задумчивая[info]blnergizer@lj on January 30th, 2008 - 03:33 am
Где-то уже говорилось, что "Черника нельзя не выпустить"...
(Reply) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 30th, 2008 - 03:42 am
Да, вообщем, и не единожды... Что не есть (увы, было) хорошо. Ни для него, ни для всех остальных.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_37888[info]labytnang_n0@lj on January 30th, 2008 - 03:52 am
- Да! Выпустил бы! Однозначно...!

Сказать иначе - признать свою ошибку.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 30th, 2008 - 04:23 am
Да. Но поднять уровень уважения к МКК как к организации. Мало кто сомневается в том, что выпускающие были неправы и на многое закрыли глаза...
Таки как-то авторитет надо возвращать...?
(Reply) (Parent) (Link)
[info]grrrey@lj on January 30th, 2008 - 07:08 am
Да! Выпустил бы! Однозначно...!

Сказать иначе - признать свою ошибку.

----
Тем самым признать, что они признали свою ошибку - а это уже многово сотит...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_37888[info]labytnang_n0@lj on January 30th, 2008 - 07:12 am
... например срока по какой-нибудь статье типа "преступная халатность", как вариант.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
[info]grrrey@lj on January 30th, 2008 - 07:21 am
Что-то мне кажется, что в данном случае - даже если бы и стали судить - нифига не засудили бы...

Хотя, чего теперь гадать-то!
(Reply) (Parent) (Link)
imp_127139: вообще-то я хорошая....[info]adora_m@lj on January 31st, 2008 - 10:46 am
Привет! Меня зовут Маша, я училась в одной группе с Ваней Черником на кафедре биохимии. (Есть и другой общий знакомый - Сережа Голубев, мы у одного руководителя дипломы делали).
Вы видели этот фильм? http://abvclub.ru/urunkash.shtml
Тут говорится, что на маршруте расположены несколько бочек подряд и что даже при правильной подготовке этот маршрут непроходим. Я к походам не имею никакого отношения, поэтому хочу спросить вас, так ли это?
И вообще спасибо за пост..... видно, что в общем-то среди непоходников-коллег ходило правильное мнение: подготовка была недостаточной... :( Мы с Сергеем почти поругались, когда в сентябре обсуждали эти смерти, он считает, что в таких походах риск всегда достаточно велик.....
(Reply) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 31st, 2008 - 06:42 pm
Привет!
Да, фильм конечно же видели, и не только его - их несколько сняли по этой трагедии... Все они давно лежат на "полочке" и не по одному разу просмотренны. И все же - кино есть кино, и однозначно ничего сказать про это место нельзя, особенно учитывая "специфику" нашего телевидения. Это все снято не в "их воду". Спустя три недели после прохождения эти места могут выглядеть совершенно иначе, чем выглядели тогда.
Опять же "несколько бочек подряд" - это очень абстрактно. Понимаешь, на любых реках, даже на Карельских, есть места, где можно найти "несколько бочек подряд". Это нормально. А вот их мощность, направление потоков, ландшафт берегов в этом месте, вообщем - всю гидрографию и географию можно оценить только находясь там самому.

Именно по-этому проходимости этих ключевых мест было уделено не много внимания при разборе полетов. Да, риск есть и он есть всегда. И первый переворот был именно этим элементом невезухи, закончившийся ЧП. Но вот то, что происходило дальше, - ИМХО - это и есть последствия той самой, недостаточной подготовки.

Сережке привет при случае, он, гад такой, совсем нас забыл... :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_127139[info]adora_m@lj on January 31st, 2008 - 06:48 pm
Спасибо.
Привет передам. А он действительно загружен по самое не могу. Если я его и вижу иногда по нескольку раз на неделе, то только потому, что живу в МГУ и работаю там, где у него дела есть. И то иногда несколько недель или не видимся, или на бегу по 5 минут общаемся :(
(Reply) (Parent) (Link)
(no subject) - [info]papilot@lj on December 31st, 1969 - 11:00 pm
imp_127139[info]adora_m@lj on January 31st, 2008 - 06:46 pm
конечно, ничего :))
нет, на мэйле ничего нет, но можно и завести, чтобы посмотреть. Думаю, стоит посмотреть, хотя от походов я очень далека, кидай ссылку
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_20805[info]papilot@lj on January 31st, 2008 - 07:02 pm
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_127139: замученная[info]adora_m@lj on January 31st, 2008 - 07:03 pm
спасибо........
(Reply) (Parent) (Link)