О "семейных" лисах и питерских львах К статье Крылова-ХолмогороваПротивостояние семьи и питерских не есть противостояние элиты и контрэлиты даже в общественном сознании. Питерские не намерены разрушать существующий порядок. Они преследуют более приземленную цель - перераспределить в свою пользу имеющуюся в распоряжении семьи собственность. Соответственно, они часть элиты. И, разумеется, их нельзя назвать сторонниками стабильности в прямом смысле слова. Они не за стабильность, а за жесткую силовую иерархию, которая позволит им перераспределить в свою пользу имеющуюся в распоряжении семьи и других экономических кланов собственность.
Вообще, питерские - это сильно раздувшаяся часть "военной" группировки, осколок доставшегося нам в наследство от Ельцина элитного треугольника. Треугольник состоял из: а) компрадорской буржуазии (условный Березовский, позже - условная "семья"), б) либеральной бюрократии (условный Чубайс), в) традиционалистки ориентированных военных.
Этот треугольник и привел Путина к власти, поскольку, как легко заметить, он - органичная часть всех трех сил. Он был близок к либеральной группировке (работа у Собчака), военным (через службу в "органах"), и, конечно, "семье", которая, собственно и сделала его президентом.
Приход Путина к власти есть результат компромисса всех трех сил.
Однако компромисс этот был следствие не равновесия в треугольнике, но непрерывно менявшейся ситуации, в которой силовой блок получал все больше преимуществ, ибо угроза распада страны и хаоса после ухода Ельцина была вполне реальной. Власть была вынуждена усилить опору на силовые ведомства, сделать акцент не на подавление генералитета через посредство СМИ, как делалось все 10 лет правления Ельцина, а на "общественный договор" с военными.
Вы будете смеяться, но Ельцин правил Россией. Поскольку верхушка считала его единственным гарантом от возвращения к коммунистическому "прошлому", президент имел "карт-бланш" на неограниченный кадровый произвол, на любые действия, кроме вмешательства в экономику.
В этом суть ельцинского правления. Невмешательство в перераспределение собственности + опора на СМИ + кадровый беспредел - вот три столпа, на которых держался его режим.
Откуда же берётся "семья"? Легко заметить, что невмешательство в экономические проблемы страны не исключает возможности "отсыпать" себе толику финансовых ресурсов. "Семья" - это люди, который поняли, что кадровым карт-бланшем, который имел президент, можно выгодно торговать в своих интересах. "Вы нам собственность - мы вам - власть". На этом основывается феномен Березовского, который первый понял, как хорошо иметь в кармане человечка, который может убирать министров.
"Богатство в доме царевом скопляется скоро" - сказал слепой Гомер. Очень быстро оно скопилось и в "семье". Влиятельный посредник между правительством и деловыми кругами, "семейная" элитная группировка эффективно представляла интересы компрадоров, по сути, считаясь только с группой правительственных либералов, олицетворяемых Чубайсом. Эта группа прозападной бюрократии осуществляла непосредственное "разруливание" ситуации в экономике и была необходима: а) как представитель интересов Запада в России, б) как элементарная "прокладка" между враждующими олигархическими кланами.
Возвращаясь к проблеме питерских. Под этим именем часто понимают совершенно разные вещи: а) политиков и бюрократов, начинавших свою карьеру в Петербурге (питерское землячество), б) протеже Путина, в) членов элитной группы, связывающей с Путиным свои надежды на собственность и власть. Скорее, верен пункт в). И тогда Кудрин, несомненно питерский по происхождению, должен рассматриваться как человек, не входящий в питерскую элитную группу. Он - "человек Чубайса".
Однако после прихода к власти Путина ситуация изменилась. Он имел карт-бланш на укрепление госудасртва, на возврат (хотя бы символический) к доельцинской эпохе. Но кадрового карт-бланша он уже не имел. Нынешний президент - самый беспомощный в кадровом смысле руководитель со времен Брежнева. Ему не удалось самостоятельно назначить не только премьер-министра, но даже руководителя собственной администрации. Он вынужден постоянно идти на компромисс со своими подчиненными и естественно, жаждет укрепить не только государство, но и свою личную власть. Отсюда - его ставка на "питерских", элитную группировку, надеющуюся на изменения и связывающую их с именем президента. Отсюда - его поддержка этой группы, когда она пытается "заполнить лакуны" в ключевых бизнес-структурах, неподконтрольных ни либеральной группе, ни "семье". Однако расклад сил таков, что питерским в одиночку не победить своих противников - "семью" и либералов. И Путин вынужден медлить, осторожничать, отвоевывать власть у своих противников и благодетелей постепенно, шаг за шагом.