Городские сказки По наводке юзера
pokrovsky@lj прочел книжку
«Триумф пана Кляксы». Книжка хорошая. В отличие от «Приключений пана Кляксы» - абсолютно прозрачная. Это «городская сказка». Что такое «городская сказка»? Когда-то я услышал этот термин применительно к
сказкам Каверина. Расскажу о своем понимании этих сказок (на правильности употребления мной термина "городская сказка" я вовсе не настаиваю).
Если вкратце – это смесь реалий современной городской жизни и волшебства. Причем волшебства не простого, «деревенского», а именно «городского». Городское волшебство парадоксальнее. Оно всегда строится на удивительных свойствах людей и предметов. И главное – на допущениях.
В отличие от «деревенских» сказок в городских очень много внимания уделяется иным пространствам. Разные миры часто объединяются через посредство каких-нибудь технических диковин. Например, у Крапивина в
«Голубятне на желтой поляне» миры соединяет поезд, беспрерывно идущий по кругу и всегда проходящий через станцию «Мост». В деревенских сказках этого нет. Там пространство всегда едино.
Кроме того, в городских сказках люди часто обладают волшебными свойствами. Например, фея музыки у Каверина говорит – и одновременно звучит музыкальная фраза или нота (я не помню). С тем же паном Кляксой постоянно происходят разнообразные превращения. Это тоже своего рода знак иных пространств. У Крапивина в
«Лоцмане» есть Чиба – волшебное существо, спутник главного героя, которое постоянно меняет форму, превращается то в вороненка, то в котенка, то еще в кого-нибудь. Невозможно представить, чтобы подобными свойствами обладала, допустим, Баба-яга. В традиционных, «деревенских» сказках облик героя, как правило, статичен. Если он и превращается в кого-нибудь, то не вдруг, и по строго оговоренной процедуре («ударился Иван-царевич оземь, обернулся сизым голубем»).
Обычно городская сказка рассказывает о чудесных путешествиях по иным пространствам или же иным, волшебным странам (которые все равно находятся не на Земле, ибо, чтобы до них добраться, необходимы секретные знания). Так это и для Каверина и для Крапивина, и для Бжехвы (автор пана Кляксы). Приключения всегда разнообразны, но чуточку (или не чуточку) алогичны. Действительно, если мы входим в некое, постоянно меняющееся пространство, да еще и один из наших спутников склонен к непрерывному изменению, то не следует удивляться происшествиям в пути.
К родоначальникам жанра городских сказок я отношу Кэрролла и Гофмана. Влияние «Золотого горшка» на «Триумф пана Кляксы» совершенно очевидно. Общий же настрой «городских сказок», конечно, берет началом «Алису в стране чудес».
Собственно, городская сказка стремится компенсировать неудобства жизни в мегаполисе. Отсутствие достаточного пространства, заданность социальных ролей. Все отменяется, окрашивается всеми цветами радуги, кружится в цветном хороводе, когда городская сказка вступает в свои права. Она – в сущности карнавал. Но она же задает странную тоску по то ли исчезнувшим, то ли грядущим мирам, в которых нет пока дороги человеку, но до которых так хочется когда-нибудь дойти.