Конспирология, как разновидность фантастики и ее роль в создании национальной мифологии Тема перваяКонспирология базируется на представлении о разумности любых происходящих событий. Для конспиролога нет явлений, которые происходили бы просто так, вне связи с чужой волей.
Конспирология предполагает наличие в окружающей действительности чуждого, но неизмеримо превосходящего нас разума. Злой разум способен строить сложные комбинации, направленные против нас. Он намеревается сотворить страшное с несчастным гражданином. Поработить, уничтожить, попросту съесть.
Если сравнивать конспирологические теории с фантастикой, то можно легко увидеть общее. Метод конспирологии стандартно используется в антиутопиях. Согласно устройству стандартной антиутопии, главный герой обычно оказывается перед лицом чудовищного мирового заговора, призванного сокрыть положение вещей и полностью извратить реальный мир. Обычно о заговоре главному герою сообщает какой-нибудь продвинутый обитатель Антиутопии, иногда – главный злодей («его фордейшество Мустафа Монд»).
Конспирология включает своего потребителя в литературный контекст, делает его участником и главным героем антиутопии. Как это влияет на ситуацию в реальном мире? Казалось бы, конспирологическая теория должна побудить своего потребителя к лихорадочным действиям. Так написано в книгах. Главный герой всегда найдет кучку повстанцев, чудом сохранившуюся на заброшенной атомной станции. Они помогут заполучить чудо-пушку, в мгновение стирающую в порошок Мегазлодея.
Так в кино. Но в жизни все иначе. Приняв конспирологическую теорию, человек жестко отсекается от реального мира, по сути, оставляется наедине с Системой. В самом деле, если все государство есть плод Мирового Заговора, то кто есть я, жалкий ничтожный карлик перед лицом ослепительной махины (управляемой, не забудьте, Сверхразумом – Злой Синагогой и Тайной Ложей).
Попав под влияние конспирологической теории, человек теряет возможность противостоять реальной государственной машине. Ибо кто он? С одной стороны – пигмей, с другой - познавший истину Сверхгерой. А кто простые «люди с улицы»? Правильно, быдло, одурманенное Системой. Проповедовать почти бесполезно, ибо сверхзнание о Злом Разуме Бытия достигается путем получения откровения, инициации, но никак не обычного дружеского разговора.
- Знаешь, приятель, во всем виноваты зеленые нечеловечки.
- Милиция!
Выходит, следует осторожно искать единомышленников, торговать из-под полы тематической литературой, вести осторожные беседы…
Увы, конспирологические теории нужны Государству. Нужны как социальный маркер, позволяющий найти и обезвредить потенциально опасные элементы, неудовлетворенные жизнью в социуме. Ибо вряд ли обычный обыватель озаботиться поиском Тайного Механизма Бытия.
Человек же, попавший под влияние конспирологической доктрины, как правило, не способен общаться с простыми людьми, которые не принимают его взглядов. Ведь он пытается передать им Откровение сразу и в полном объеме.
«Миром правят педерасты-дегенераты с заячьей губой». Что, не убедил я вас? Ладно, не смотрите так странно. Шучу, шучу.
Правда, конспиролог способен общаться с себе подобными. Но – с трудом. Ведь если довести теорию заговора до конца, то никому нельзя доверять. Вдруг я пишу эти строки на деньги Злобного Мирового Сверхразума? Как только вы отвернетесь от монитора, вы увидите огромного кровососущего Инопланетного Слизняка, ищущего вас проглотить. Что, увидели? Вот и я говорю, он тут, рядом.
В общинах конспирологов уровень взаимного доверия будет близок к нулю. А значит, они будут неспособны создавать эффективные сети, которые смогли бы воздействовать на текущую политику. Ибо для того, чтобы действовать в политической плоскости, необходимо не разоблачать, а самим составлять заговоры (вспомним хотя бы Ку-Клус-Клан). Ибо структура «заговора» - этнического меньшинства или тайного общества предполагает как раз высокий уровень доверия между его членами, а значит взаимовыручку – гарантию социального успеха.
Могут возразить, что конспиролог Гитлер был политически успешен. Это не так. Гитлер был крайним националистом. Первый его тезис – единство нации. Второй – единство против врага. Враг может пониматься в конспирологическом ключе, но это не отменяет тезиса о единстве нации. Гитлер есть глава заговора германской нации против сил «мондиализма».
Между тем у современных конспирологов тезис о единстве отсутствует. Антиутопий, которые рассуждали бы о получивших конспирологическое Откровение людях, сумевших осознать свое единство и свергнуть Систему, попросту нет.
Вернее, есть. Дозволен лишь один сюжет конспирологической антиутопии. Это сюжет заговора сил добра против Зла. Классический пример – «Звездные войны». Хорошие повстанцы против плохого Императора. «Во всем виновато Зло». В подобном формате можно развести конспирологию. Но только в нем. Попытки объяснить, кто есть Зло, не приветствуются. Единство «хороших людей» против Зла – сколько угодно. Единство против желтых сверхчеловечков – расизм.
Итак, конспирология нужна современному государству как своего рода антибиотик. Она связывает внесистемные элементы, парализует их волю перед Всемогущим Заговором и надежно удаляет из текущей политической реальности. «Конспиролог» будет торговать «Правдой о Сионе» на тайном лотке, а не баллотироваться в Госдуму. Что, собственно, от него и требуется.
Что касается межгосударственных отношений, то в них теория заговора служит для компрометации конкурента. Например, вспомним известное «Завещание Петра Первого», будто бы повелевавшее русским оккупировать Европу. России его поминали полтора столетия. Важное обстоятельство – когда борьба против заговора возглавляется государством, описанная выше ситуация меняется.
В конспирологии для маленьких людей Зловещий Сверхразум действует против Беззащитного Маленького Человечка (он же – Суперсверхгерой, торгующий литературой о победе Добра). В конспирологии государственного уровня речь идет о борьбе нашего Добродушного Сверхума с ихним Злобным Роборазумом.
То есть возникает единство, как и в случае с Гитлером. Под покровом государства мы уже не беззащитны. Пусть буржуины шлют на советскую Родину десятки шпионов, Сталин в Кремле думает о нас. Нужно лишь только выполнить свою роль в машине контр-шпионажа. Встретил подозрительного человека – сообщи в органы.
Государство использует теорию заговора для мобилизации населения против внешней угрозы. И одновременно – для демобилизации угрозы внутренней. Поэтому в случае реальной угрозы устоям государства вам конкретно укажут, откуда исходит угроза миру. «Ее зовут Борис Абрамович, она живет в Лондоне и гадит, гадит, гадит». Если же государство решит выявить потенциально неблагонадежные элементы, речь пойдет о летающих тарелках, вживленных в головы обитателей Кремля.
Идеальная государственная история должна строится как чреда преодоленных заговоров Злых Сил. Ибо это часть культа Государства как Доброго Сверхразума. Партия под руководством товарища Сталина разбила Троцкого, Шмоцкого и Кукоцкого. Вариант – Путин разрушил злые козни Гусинского, Березовского и Ходорковского. И никак иначе. Когда воюют государство против государства, конспирология – очень полезная штука.