Вести с Непала Непал расположен на самом краю мира – на границах Индии и Китая. В последнюю неделю в Непале происходит оранжевая революция. Я стал «разрабатывать тему» и обнаружил любопытное.
Непал – страна слабая (28 млн. человек, сравните с соседними Китаем и Индией) и неразвитая (1500 долларов ВВП на человека по паритету покупательной способности валют). В Непале нет господствующего этноса, страна населена великим множеством народов, точнее, наверное, племен, самое крупное из которых составляет 15% от численности всего населения. Традиционно государство находилось под влиянием Индии. Правит страной король, причем большую часть времени в стране господствовала абсолютная монархия. Несколько десятилетий назад король Бирендра создал систему советов, пачайятов, которые были подпоркой для его власти. Однако уже в 90-х советская система, руководимая монархом, пала и в стране на короткое время утвердилась вестминстерская парламентская система. Однако в силу слабости горного королевства, две основные партии ориентировались на Индию и Китая соответственно. Непальский конгресс (как ясно уже из названия) отражал интересы Индии, Коммунистическая партия – Китая.
В стране кипят поистине шекспировские страсти. Так, нынешний король Гьянендра взошел на престол после гибели короля Бирендры и всей его семьи. По официальной версии, короля и его семью убил наследный принц Дипендра. Как было объявлено, принц порешил папу с мамой, а заодно всю свою семью, после чего покончил жизнь самоубийством. Впрочем, выстрелил в себя он не очень удачно и три дня после этого прожил. Все три дня он считался королем.
Вот список
убитых принцем:
•HM King Birendra, father
•HM Queen Aishwarya, mother
•HRH Prince Nirajan, brother
•HRH Princess Shruti, sister
•(HRH Prince) Dhirendra, King Birendra's brother who had renounced his title
•HRH Princess Jayanti, King Birendra's cousin
•HRH Princess Shanti, King Birendra's sister
•HRH Princess Sharada, King Birendra's sister
•Kumar Khadga, Princess Sharada's husband
Мы, не будучи лохами, в эту жырную средневековую историю не верим. «Ищи, кому выгодно». Выгодно однозначно братцу Бирендры, нынешнему королю, который автоматически наследовал престол после смерти брата. Правда, как вы догадываетесь, народ не очень то любит нового монарха.
Но вернемся к ситуации в Непале. Это присказка была, сказка впереди. Запад активно натравливает Индию на борьбу против Китая, надеясь столкнуть двух колоссов. Однако Китай сильнее (8,1 трлн. долларов ВВП по паритету валют) против 3,6 трлн. Долл. у Индии. Да и развивается Китай быстрее. В первом квартале 2006 года рост составил 10,1%. У Индии успехи скромнее – рост составляет примерно 8% в год (Китай в прошлом году «прибавил» 9,9%).
Различается ВВП на душу населения. По тому же паритету покупательной способности валют ВВП на душу населения в Китае составляет 6200 долл., а в Индии – 3400.
Иначе говоря, Индия по уровню развития экономики – это Китай 10, а то и 15 лет назад. Индусам надо сидеть и не петюкать, копить силушку, тем паче, что по мере развития экономики в страну могут прийти и китайские инвестиции.
Однако у политической элиты Индии в условиях, когда ее активно обхаживают США на предмет борьбы с Китаем, может появиться желание повторить известный фокус китайских вождей. Мао еще в 70-х заключил с США союз против СССР, обменяв его на признание Западом своей власти (до этого на международном уровне, например, в ООН Китай представляло гоминдановское правительство на Тайване). Позже Дэн Сяопин воспользовался антисоветским альянсом с Америкой для того, чтобы продвинуть экономические реформы.
Итак, несмотря на слабую относительно Китая экономику, у индийцев есть соблазн поскалить зубы на Китай, благо поддержка Запада сулит экономические и политические выгоды от сего проекта.
Однако у Китая есть, чем ответить индусам. И один из вариантов ответа – вторжение в традиционную зону влияния Индии. Король Непала захватил в прошлом году абсолютную власть, говоря о необходимости борьбы с маоисткими повстанцами. Излишне уточнять, что в государстве, граничащем с маоистким Китаем, любые
маоисты могут быть только прокитайскими. Итак, расклад сил понятен – прокитайские повстанцы против проиндийского монарха.
Однако есть еще одно важное обстоятельство. Населенный бенгальцами индийский штат
Западная Бенгалия вот уже несколько десятилетий управляется Коммунистической партией Индии (марксисткой). Эта партия маоистов. Соответственно, приход к власти в Непале коммунистов делает возможным раскол Индии. Посмотрим на карту – Западная Бенгалия граничит с Непалом и занимает стратегическое положение, позволяющее в случае чего отрезать от Индии изрядный кусок. Не говоря уже о том, что Западная Бенгалия, населенная бенгальцами-индуистами, граничит с Бангладеш, населенным бенагальцами-мусульманами. Индия многонациональная и если возникнет бенгальской сепаратисткое движение, тем паче попытки объединить всех бенгальцев под крышей единого государства, правительству в Дели не поздоровится. Индия в 70-е использовала бенгальский сепаратизм для раскола Пакистана. Теперь бенгальцев могут использовать уже против самой Индии.
Индийские власти все это хорошо понимают и потому стремятся не допустить усиления маоисткого (читай – китайского) влияния в Непале. Китайцы же, в свою очередь, демонстрируют, чем они могут ответить Индии на враждебные действия с ее стороны. Нормальный политический процесс.