12:39a |
Путин и кольцо Всевластья По Веберу, есть три варианта легитимации власти – традиционная, харизматическая и рациональная. В начале правления власть Путина была харизматической. Он воспринимался как Гений и Герой. Еще бы – «мочить в сортире» и прочий патриотизм. Однако уже во второй половине путинского правления его власть стала традиционной.
Людей спрашивают – «как живете?». Отвечают – плохо. Начальники – воры, министры – сволочи, милиционеры – гады. «А поддерживаете ли вы Путина?». Поддерживают –99,9%.
Никто уже не считает Путина Гением и Героем. Никто не склонен предъявлять к нему рациональных претензий как к бюрократу. Путин просто есть. Это – традиционная власть (правитель правит, потому что правит всегда).
Переход от харизматического к традиционному типу властвования случился в период многочисленных «Курсков» и Бесланов. Путин выживал в ходе таких политических кризисов, в которых другой давно бы утратил власть или, что еще вероятнее, просто бы свихнулся. Но Путин, стойкий оловянный солдатик Кремля, устоял.
Общественное мнение признало за Путиным волшебные свойства. Все поняли, что по отношению к Бесланам и «Норд-Остам» Путин – первичная реальность. Ибо хаос и катастрофы приходят и уходят, а ОН просто ЕСТЬ.
Так Путин ухитрился стать русским микадо, да что микадо – далай-ламой.
Превращение Путина в волшебного царя-жреца, недосягаемого для критики, превратило его подчиненных в харизматиков. Для каждого сектора рынка появились свои Гении и Герои (на деле – подчиненные Путина). Например, для политсектора таковым является Сурков, которому общественность приписывает Великий Ум и Великие Таланты.
Сурков, несомненно, харизматик, активное деятельное начало, которому приписывается всё – и плохое и хорошее. К Путину, как началу традиционному и потому неактивному, никакая деятельность не приписывается. Он просто есть, как точка отсчета.
Поэтому, в силу особенностей путинского властвования, невозможна его критика с рациональных позиций. Царь-Жрец просто ЕСТЬ, он существует вне времени, ему нельзя предъявить, что дороги не чинены, что газа нет. То дело Гениев и Героев из его окружения.
Потому изнутри подобная схема неразрушима. Критикуй – не критикуй, все равно дальше Фрадкова не попадешь, ибо Путин надмирен.
Есть, однако, в этой схеме лишь одно уязвимое место. А именно. Путин уязвим для воздействия извне. Традиционный жрец-монарх, выживший вопреки всему в норд-остах и холокостах и существующий вне времени, должен быть предельной реальностью. ВЫШЕ него не может быть ничего.
Меж тем выше Путина – Запад.
Любое внешнее воздействие – хоть со стороны Грузии, хоть со стороны США, мгновенно разрушает волшебный образ, ибо показывает, что есть предел и за пределом. Тем самым возникает возможность предъявления Путину претензий как рациональному чиновнику.
Таким образом, выстроенная система почти не коррумпируется снаружи, зато легко вскрывается извне. Возникновение РЯДОМ с Путиным любой фигуры, открыто санкционированной Западом, приведет к схлопыванию окружающего нашего второго президента магического ореола. |