С. Минаев «Духless» Никогда не успевал за отечественным книжным рынком, но тут вдруг вовремя наткнулся на очередной голос поколения, тем более что поколения — моего; как бы положено отреагировать. Потратил время. Мне не нравится эта книга. Мне не нравится, что меня посчитали в одно поколение с лирическим героем Сергея Минаева (
amigo095@lj), причём хочется верить, что лирическим героем, потому что неровный стиль и пафосность изложения (от первого лица) намекают на более близкие отношения между автором и персонажем. Наконец, мне не нравится сама вот эта идея об измерении точки зрения поколения по продажам книги с тухлым названием, которое приходится специально переводить на русский с авторского. Но забегаю вперёд.
Дмитрий Бавильский (
paslen@lj) высказал целый ряд мнений о новом бестселлере тут, тут, и ещё, вкратце, вот тут. С его точки зрения: «[...] одним из главных трендов этого года является борьба с гламуром. Причем, с гламуром начинает бороться сам гламур. [...] Беда пришла откуда не ждали: светский лев (удачливый бизнесмен и стильный мужчина) Сергей Минаев написал роман, разоблачающий среду, что его вскормила. [...] Минаев посвящает свой роман «поколению, чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь безрадостно растрачена». «Духless» — это ответ Оксане Робски группы наиболее продвинутых пользователей, которые задыхаются в любых ограниченных территориях.»
Я не очень хорошо представляю себе, что Дмитрий Бавильский понимает под словом «гламур», особенно в свете сентенций типа: «Дело гламура всесильно, потому что оно вечно. Гламур непобедим, как непреодолимо стремление человеков к сладкой жизни» (автор «Духless» написал бы «dolce vita»). Мне ясно лишь, что гламур о котором регулярно пишет Оксана Робски или, скажем,
corpuscula@lj, и гламур писателя Минаева — две существенно разные вещи. Пелевин, творчеством которого так очевидно вдохновлялся Минаев, сформулировал в «Generation П»: «Оральный вау-импульс заставляет клетку поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального «сверх-я», создаваемого рекламой. [...] многие миллионеры ходят в рванье и ездят на дешевых машинах — но, чтобы позволить себе это, надо быть миллионером. Нищий в такой ситуации невыразимо страдал бы от когнитивного диссонанса, поэтому многие бедные люди стремятся дорого и хорошо одеться на последние деньги». Предлагаю оставить вау-терминологию на совести Виктора Олеговича, и посмотреть на «Духless» как на иллюстрацию к понятию когнитивного диссонанса.
( Проще всего начать с совершенно навязчивого перечисления окружающих героя брендов )