Пионер.
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Monday, August 31st, 2009
Time |
Event |
5:07p |
НАТО становится ближе с каждым днём Ознакомился со статьёй легендарного Ричарда Пайпса, маститого американского эксперта по России. Ныне профессор истории Гарвардского университета на пенсии. В 1981 и 1982 году директор по делам Восточной Европы и Советского Союза в Совете национальной безопасности президента Рейгана. Известный человек. Его свеженькая статья в "T he Wall Street Journal" называется «Гордость и сила» Статья любопытная. Содержательную часть, где автор рассказывает американским читателям о России, опущу. У американских авторов подобные объяснения в СМИ почти всегда агитки (типа комиксовые иллюстрации к основному мессиджу). Впрочем, Пйпс приводят ряд занятных наблюдений. Особенно любопытных в устах американца с честно заслуженной репутацией отъявленного антисоветчика и матёрого русофоба. «Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян сожалеют о развале Советского Союза и ностальгируют по Сталину. Конечно, они скучают не по отсутствию прав человека, которое наблюдалось в стране при коммунистах, и не по ужасным жизненным стандартам, но по статусу своей страны, которая была силой, с которой приходилось считаться: страны, которую следовало уважать и бояться. В существующих условиях, простейший способ добиться этой цели - это сказать 'нет' единственной неоспоримой супердержаве, Соединенным Штатам. Это объясняет их отказ действовать более эффективно в отношении Ирана или их возмущение по поводу американского предложения установить системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Их СМИ упиваются возможностью публиковать любые негативные новости о Соединенных Штатах, особенно о долларе, которому они предсказывают скорое обесценивание (даже несмотря на то, что их собственный Центробанк держит 30 процентов (120 миллиардов долларов) своих золотовалютных резервов в американских ценных бумагах, деноминированных в долларах)».
«Единственная партия, 'Единая Россия', обладает практической монополией на власть, а помогают ей коммунисты и парочка мелких компаньонов. Парламентские органы своевременно одобряют все законопроекты, представленные им правительством. Телевидение, являющееся основным источником новостей в огромной стране, монополизировано государством. Лишь одной радиостанции и нескольким газетам с маленьким тиражом разрешена свобода высказываний для успокоения диссидентов-интеллектуалов. И тем не менее, населению в целом нравится эта политическая схема - и эта покорность противоречит западной уверенности в том, что все люди жаждут права выбирать свое правительство и направлять его политику».
«… у русских практически никогда не было возможности выбирать свое правительство или влиять на его действия. В результате этого опыта, они стали основательно деполитизированы. Они не видят, как правительство может положительно повлиять на их жизнь: они считают, что должны заботиться о себе сами. Да, они с радостью принимают социальные услуги, если их предлагают, как это было при советском правительстве, но они не ждут их. Они едва ли чувствуют себя гражданами великого государства, ограничивая свои привязанности семьей, друзьями и местом жительства. Опросы общественного мнения показывают, что они считают, что демократия повсюду является надувательством, а все правительства состоят из обманщиков, использующих свою власть для личного обогащения. От властей они требуют поддержания порядка: когда их спросили, что важнее - 'порядок' или 'свобода' - жители Воронежской области в подавляющем большинстве случаев предпочли 'порядок'. Действительно, они отождествляют политическую свободу, т.е. демократию, с анархией и преступностью, что объясняет, почему основная часть населения за исключением хорошо образованного, живущего в крупных городах меньшинства, не выражает никакой тревоги по поводу исчезновения своих политических прав». В статье главный интерес представляют не приводимые маститым автором факты или интерпретации российской действительности, но изменение известной американской точки зрения на Россию и русских. А также заметное изменение интонации речей о России. Пайпс начинает с того, что критикует нашумевшие высказывания вице-президента США. ( Read more... ) |
|