Расцветай под солнцем Грузия моя Снова Грузия стала актуальна. Вливаясь в общую струю, выкладываю главу, посвященную этой чудестной стране, из моей книги "Джихад в России"
Глава 10. Бурлящий котел
Демократия – это вам не лобио кушать!
Д. Иоселиани
Когда сегодня говорят о Кавказе, автоматически подразумевают проблему Чечни. Однако еще пару десятков лет назад любой советский человек соотнес бы эти горные хребты прежде всего с Грузинской ССР. На рубеже 80-90 гг. именно вокруг Тбилиси разворачивались события, позволившие чеченцам стать серьезной политической силой.
Грузины распадаются на три основные группы: картвелы, мегрелы (известные русскому читателю как мингрелы) и сваны1. Со времен существования независимой Грузии в 1918 – 1921 гг. в Тбилиси шла борьба за власть между мегрелами и гурийцами, субэтнической подгруппы картвелов. В 1972 г., когда 1-м секретарем ЦК грузинской компартии при поддержке Андропова стал глава местного МВД Э. Шеварднадзе гурийцы наконец-то взяли верх. Поводом для смешения предыдущего главы республики В. Мжаванадзе стал подпольный завод по производству оружия, который был найден в Сухуми подчиненными Шеварднадзе. Как и в соседнем Азербайджане, в республике началась громкая компания по борьбе с «коррупцией», в результате которой ключевые места в экономике заняли верные новому руководству люди. За 5 лет «чистки» в республике было арестовано более 30 тыс. человек, 40 тыс. чиновников, в том числе 20 министров и секретарей местного ЦК были вызнаны с работы. Борьба гурийцев за влияние в Грузии была намного более жестокой, чем возвращение нахичеванцами утраченных позиций в Азербайджане. На Шеварднадзе было совершено три покушения, в здании местного ЦК партии гремели взрывы, а личные шоферы 1-го секретаря загадочным образом сводили счеты с жизнью.
В СССР Грузия всегда находилась на особом положении. Еще при Сталине местные крестьяне не знали давившего другие республики налогового пресса, а при Хрущеве вообще де-факто приватизировали фруктовые плантации. Э. Шеварднадзе не собирался ликвидировать сложившееся положение вещей, он просто перераспределил источники доходов в свою пользу. Связь между партийными чиновниками и фруктовыми бизнесменами осуществлялась через известного криминального авторитета и драматурга Д. Иоселинани2. Он заменил вора в законе Лазишвили, который выполнял аналогичные функции при Мжаванадзе.
( Read more... )