Вроде того. Ну и что? Поддался на посыл написать взгляд на индустрию. По-моему, такое никто не напечатает...
Куда идёт компьютерная индустрия?
Мы приходим домой, ногой щёлкаем клавишей «пилота», пальцем – «вкл» на белой (чёрной, серебристой) физиономии системного блока, несколько секунд ждём – и вот к нашим услугам гигагерцы и мегабайты, заботливо укутанные в округлый интерфейс Windows XP или непривычный, будто с другой планеты, KDE или Gnome. Или же мы – люди изысканные, кофе пьём, топыря наманикюренный мизинец, а дома у нас – изящный Apple, впрочем, ныне несущий в своей отполированной груди пламенное сердце производства компании Intel, дела это не меняет. Надо просто остановиться на минуту, именно сейчас, глядя на всё это, и задуматься – как мы пришли к этому всему? Нужно ли оно нам? Как получилось так, что сейчас компьютеры покупаются, потому что «дома должен быть компьютер», а потом в него добавляется и добавляется память, жёсткие диски, наращиваются процессорные мощности, и за это всё платится, платится, платится, а прогресса как не было так и нет. Пятнадцать лет назад набивали тексты в «Лексиконе», сейчас в «Ворде», а ведь и тридцать лет назад были текстовые редакторы. И ведь содержание-то текстов, качественное их наполнение, вовсе не от «Лексикона» зависит, Пушкин, сукин сын, не то что «Пентиума-4», он и 386-го процессора в глаза не видел, а вот же – великий поэт.
В июле 1969-го года космический корабль «Аполлон-11» успешно доставил двух астронавтов на поверхность Луны и обратно. Полёт, за исключением финальной фазы посадки лунного модуля на наш романтический спутник, прошёл полностью под управлением бортового компьютера (а последующие полёты аппаратов серии «Аполлон» и вовсе были полностью автоматическими, если вычеркнуть невезучий «Аполлон-13»). Что же представлял из себя этот компьютер? Его процессор состоял из 4’100 транзисторов (в процессорах Pentium 4 их, для сравнения, 55 миллионов). Объём оперативной памяти составлял 4 килобайта (современный настольный ПК содержит порядка 1 гигабайта оперативной памяти, для сведения: приставка «гига» означает миллиард, «кило» - всего лишь тысячу). Объём «постоянной» памяти – 32 килобайта. Сейчас в рознице жёсткий диск-то не найти объёмом ниже пары сотен гигабайт. По всем параметрам этот компьютер проигрывает тому, на котором я сейчас пишу этот текст, в тысячи, местами – в миллионы раз. Да что компьютеру! Микроволновая печь, и та «умнее». И вот этот компьютер, став первым в истории встроенным компьютерным устройством, справился с тем, чтобы доставить людей на Луну и обратно!
Фантасты середины двадцатого века часто высказывали предположения о том, что в будущем появится всемирная информационная сеть. Кто представлял её благом – свобода информации, движение науки вперёд семимильными шагами, объединённая работа связанных учёных всей планеты по борьбе с болезнями, счастье и здоровье для всех. Кто представлял злом – сеть тотального контроля, «большой брат смотрит на тебя» и никуда не скрыться. И все они ошиблись. Никто из них не мог и предполагать, что в конце двадцатого века действительно появится всемирная компьютерная сеть, и 80% её мощностей будет расходоваться на… распространение порнографии.
К сожалению, компьютерная индустрия ушла из рук технарей и досталась «менеджерам». Прогресс никому не нужен – мнимый рост мегагерц и гигабайт на самом деле не ведёт никуда и вообще здорово напоминает ситуацию на рынке косметики. Жили себе наши прабабки и в ус не дули – мазались огуречным соком, промывали волосы водой с яичными желтками. Потом пришла химия и менеджеры, вложили кучу денег, но доказали – эти ваши огурцы сплошной архаизм и деревенщина, так нельзя, что вы… Вот есть супер-средство, наши учёные его синтезируют специально для вас и теперь у вас ресницы будут на 500% длиннее и пушистее. Потом другая химия и ещё 500%. Теперь – ай, кругом злая химия, вот вам ещё супер-средство, теперь от ваших бабушек на огуречном соке, и ещё 500%. Если сложить все проценты – женщины и без паранджи заросли бы от ресниц вниз так, что лица не разглядеть, ан нет, лошадки и самолётики и ныне там, но пассажиров прокатили на карусели со всеми остановками за крупную сумму денег. То же и на рынке компьютеров, только карусель крутится быстрее. Три года назад: «да здравствует виртуальная многопроцессорность на одном ядре!», сейчас: «да здравствует виртуальная однопроцессорность на двух ядрах!» И на каждой остановке платим. И крутимся, крутимся, движение налицо сумасшедшее, аж в ушах свистит. Но прогресса нет.
Так нужно ли это движение? Может, в какой-то момент стоит сказать – спасибо, я сойду, я лучше в сторонке. Накатался. Пора и новым пассажирам место на карусели уступить, вон их сколько, не накатавшихся… Знать бы ответ. Но гигагерцы растут, и мегабайты, а людей на луне уже тридцать лет не было.