|
28th July 2001
1:05pm: Авария
У меня намечается кирдык жесткому диску - он хрюкает и не всегда определяется на старте. Поэтому напишу дневник вперед - сегодня мы устроим пикник, а завтра будем сожалеть о его последствиях.
11:02pm: Хроника пикирующего
Сложным образом устроили пикник. Заделали форели, квазикрабов и сосисок на углях. Были поедены комарами (диалектика, как вот в баре магазина "Кивилинна" на стенах нарисованы Ужасные Аллигаторы в виде мементы для едоков). Пили джин с тоником. Сегодня перечитал "Войну" Эренбурга. Проханов, гад, просто эпигон. Я это забыл, понял только теперь. Копирует все приемы, добавляя метафоричности в духе Ю. Кузнецова, но сильно проигрывая в риторике. А вот источники Эренбурга мне неизвестны и интересны. Французская публицистика какая-то? Из русских не помню ничего похожего. Ну там символисты и постсимволисты немного времен первой войны. Разочаровался я в Проханове. Ему место на свалке литературы, рядом с Вознесенским и Ю. Поляковым.
11:27pm: Архивны юноши толпою
Победоносцев - Анне Федоровне (28.05 1865) ГАРФ ф. 665, ед. 36
В Воскресение не виделся я с Вами, добрейшая Анна Федоровна и теперь уезжаю, к сожалению, не повидавшись. Все эти дни были такие тяжелые, такие тяжелые. Приехали наши дорожные спутники - целые часы просиживали мы в разговорах о покойном который чем больше узнаешь его по смерти, тем милее становится. В Понедельник почти целый день провел я в Кронштаде на фрегате, во Вторник печальная церемония всюдушу захватила, потом - после вечерних панихид, так истощились все силы что нельзя было двинуться. Вчера я надеялся застать Вас вечером - пришел и узнал к сожалению своему что Вы только что уехали в Царское Село - я пошел к молодому Мещерскому [об.] и просидел у него до двух часов ночи - он близко знал покойного и горько об нем сокрушается - мы проговорили об Нем - я читал некоторые письма Его и все больше узнавал Его и дивился... Сегодня хотел вновь к Вам, но не вы[нрзб] - чувствую какую-то лихорадку и изнемог от утренних ощущений. Завтра уезжаю отсюда - я устал совсем и боюсь занемочь, если останусь долее - уезжаю оставляя здесь свежую могилу [нрзб] к Петербургу какою-то родственною связью. Для братства своего набрал я покуда немного имен, вероятно потому что никого не вербовал [нрзб] и не [нрзб] покуда места, но начало положено, и, Бог даст, наберутся - Припишите кого можно к прилагаемому списку - в Москве я буду стараться. Авось либо [л.2] к 8 Сентября дело устроится - и дай Бог. Надеюсь - скоро увидимся в Москве. Говорят что Вы хотите ехать в Понедельник. В тяжелый час - не знаю чего от себя пожелать Вам - ехать или подождать еще - Вы лучше знаете сами - а я еду в Москву вперед Вас. Господь с Вами - до свидания! Вчера за панихидой не могу рассказать Вам с каким чувством я смотрел на императрицу - теперь в Ней, в Ней одной узнаешь [узнаем?] милые, навсегда памятные черты нашего покойника - Кажется умирать буду и Его буду видеть перед собою. Да благословит ее Бог и утешит! Будьте здоровы и Господь с Вами. Ваш Надо было посидеть еще и доразбирать. И вот еще из той же серии: Николай Александрович ГАРФ ф. 665, ед. 11 Письмо в. Кн. Марии Александровне (б.д.) - неполное "А это для А.Ф. Многоуважаемая А. Ф. Простите великодушно, что не отвечаю на Ваше письмо от 1-го Декабря. Вполне понимаю, все, что Вы говорите и рад был бы скорее перенестись в Ниццу. Как нарочно после 6-го мне было хуже, я порядком страдал и надежда ехать исчезла. Теперь же есть надежда, что скоро поеду. Не забывайте преданного Вам Николая"
ед. 10 Письмо брату с припиской "А это для Анны Федоровны. Любезная А.Ф. Искренне благодарю Вас за Ваше участие, которое мне не новость и которое я очень ценю. Помню наши Игенгеймские беседы и благодарю бога за посланное мне счастье. От души желаю и надеюсь, что моя невеста полюбит новое свое отечество и новую свою веру. Я был бы счастлив, еслибы мог сделать ее русскою не по имени только, а в душе. Надеюсь, что поездка в Ниццу удастся и Мама познакомится с моей будущею женою. Как бы я желал этого! До свидания любящий Вас Николай"
ед. 12. Письмо А.Ф. Тютчевой Флоренция 24/6 11/Д 1864-г. Многоуважаемая Анна Федоровна Не могу Вам достаточно выразить, какую радость доставили Вы мне письмом Вашим и выпискою из письма почтенного отца Янышева. Более и более убеждаюсь в том, как счастлив этот выбор и искренне благодарю Бога за то, что Он послал моей невесте такой прекрасный залог будущего духовного единения [об.] с нашей церковью и с нашей верою. Как справедливы слова отца Янышева и вместе сколько в них теплоты душевной и искренне христианского смирения. Да наградит Бог этого чудного человека за то огромное добро, которое он приносит моей будущей жене, за те чувства, которые он к ней питает и которые служат лучшим ручательством в успехе его важного и трудного дела. На всю жизнь буду ему глубоко благодарен и предан; если бы я когда либо был в состоянии хоть чем нибудь отплатить ему за [все] [л.2] то будущее счастье, которое он приготовляет нам обоим, воспитывя для меня в духе христианской истины и любви ту, которая со временем составит счастье моей жизни. Пусть будет она для меня путеводной звездою на трудном поприще жизни, пусть составит счастье и тех, посреди которых суждено ей жить и которые встретят ее с любовью и надеждами. Как не видеть во всем руку Божию, Его особенную ко [об.] мне милость, которой я менее чем кто либо достоин. Еще раз позвольте от души поблагодарить Вас любезная Анна Федоровна за то искреннее участие, которое Вы мне всегда показывали и которое я глубоко ценю. Надеюсь скоро быть снова в Ницце, куда меня уж тянет. Пока говорю Вам до свидания, жму Вам дружески руку и остаюсь душевно любящий Вас Николай
То есть, АФ была прямо завязана на Дагмарину историю. Видимо, то, что удалось АА женить на Дагмаре, было победой "тютчевской" партии (реально - партии Марии Александровны). Жалко, что не знал всего этого, когда писал статью. Некоторые выражения из последнего письма, кажется, мелькают в ст. "Все решено, и он спокоен". Вообще история гораздо более напряженная, чем мы думали. Завтра выпишу еще из переписки родных с НА.
Powered by LJ.Rossia.org
|