1:40pm: Начало второй тетрадки (Цесаревич)
Речь, пред панихидою о почившем в Бозе благоверном Государе, Цесаревиче и великом князе Николае Александровиче, сказанная в тюремном замке священником Иоанном Палисадовым. СПб., 1865. (Ц.р. 20 апреля 1865 г.)"
Что ищете Живаго с мертвыми" так говорили некогда женам Мироносицам святые Ангелы о воскресшем Единородном Сыне Царя небеснаго.
"Что ищете мертваго между живыми", так скажем вам, принесшие посильный дар ко Господу, о здравии первородного Царского Сына, мы, вестники Христова воскресения, оплакивая теперь уже кончину Того, на Котором почивали, не только общие наши радости в желании увидеть вскоре Его торжественное Бракосочетание с достойной Его Принцессою, уже готовою принять святую Веру Православную, - веру, без которой царский венец даже и немыслим на святой Руси; но и покоились сладкие надежды нам любезного отечества, в залог его дальнейшего благоденствия. Тем более, что Венценосный наш Монарх, хотя бессмертный по делам, не считая Себя вечным на престоле Всероссийском, готовил в Нем Себе Преемника, во всем Ему подобного" (С. 4)
Сюжет палисадовский таков: (1) "многотрудное путешествие" (с. 6) Наследника по России и предотвращение тем самым Европейской войны (путем воодушевления народа). "По крайней мере таково наше частное мнение", - прибавляет автор (с. 7). (2) путешествие заграничное "для отыскания такой Невесты, которая была бы вполне достойною Наследника высокого и славного Престола Всероссийского" (С. 8)
Мораль палисадовская: смерть Наследника - наказание за грехи, но не его личные, и не семейства, а социальные, так сказать - упоминаются нигилисты, педанты, "злостные прогрессисты и самозванные реформаторы" (С. 15).
"И се Жених наш Августейший уже грядет к нам от запада и моря для того, чтоб успокоить многострадальные Свои останки, после орошения их, вместо мира драгоценного, нашими слезами, в православной усыпальнице венценосных Прародителей Его" (С.17) - завершает свою довольно нелепую речь Императорского Человеколюбивого Общества Дома Воспитания Бедных Детей Священник Иоанн Палисадов.
Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т. II. 1865-1876 гг. М., 1961.1865
12 апреля: "Говорят, что в Москве уже пущен слух, будто цесаревича отравили вел. кн. Константин Николаевич или его супруга "Константиниха"". (С. 35)
13 апреля: "В городе множество толков о том ослеплении, с которым будто бы уходили цесаревича, не слушаясь советов опытнейших и искуснейших врачей, например, Здекауера здесь, кого-то во Флоренции и Нелатона в Ницце". (С. 35)
18 апреля - упоминаются слухи о Конст. Ник., о которых сообщает граф Крейц. (С. 36)
19 апреля - "Сегодня получен манифест о кончине цесаревича и о провозглашении цесаревичем вел. кн. Александра Александровича. Манифест написан хорошо. Вероятно, князь Вяземский участвовал в его редактировании. Замечают, однако же, что лучше было бы разделить его надвое и провозгласить вел. кн. Александра Александровича цесаревичем особо". (С. 36)
1 мая. "Утром в Исаакиевском соборе на панихиде в 20-й день. Были все вел. князья, в том числе и новый цесаревич. Он похудел, побледнел и смотрит задумчиво. Что готовит ему будущность? Рядом стоял вел. кн. Владимир Александрович. Говорят, будто кем-то когда-то сказано, что ему, а не Александру Александровичу придется царствовать. Приписывают это предвещание и покойному цесаревичу. Я смотрел на обоих и мысленно вопрошал судьбу в чертах их лица. Они мне не дали ответа". (С. 40)
11 мая "После обеда был у меня Здекауер. Он передает интересные подробности о покойном цесаревиче и его братьях. Бред цесаревича был характеристичен. Он держал речь каким-то депутатам, в другой раз как будто брал Кексгольм приступом. Вообще смерть показала, сколько обещала его жизнь. Замечательно слово, сказанное им насчет нынешнего цесаревича. ("В нас
всех есть что-то лисье. [41-42] Александр один вполне правилен душой". (С. 41-42)
14 мая (Доклад у императора) "Общее впечатление, что он глубоко скорбит, но что скорбь не смягчила воззрений на меры, сопряженные со скорбью для других" (42)
По сообщению императрицы, "Последними словами Цесаревича были следующие: "Стоп машина!"
1866
(О Дагмарином приезде пропускаю)
Б. Чичерин. Несколько слов о покойном великом князе наследнике. [б.м.] [б.д.]. (Датир. - "Ница, 13 апреля 1865 г.) Мотивы сквозные: путешествие, невеста, великие задатки. Быстрое развитие. Апология Строганова.
Либеральные выходки "сменились более твердым и просвещенным либерализмом" (С. 5). Патриотизм: "[...] Он говорил: "Когда я вижу что-нибудь хорошее, мне всегда кажется, что в этом есть что-то русское"". (С. 5). "Он в невесте своей видел русское лицо и русский характер" (С. 5). Страсть к флоту (ну да, Николай же). Религиозность и нравственность при отсутствии узости и фанатизма. Кротость и детская простота сердца. "Он на лице любимого человека выбирал место, в которое один имел право его целовать" (С. 8)
Значимым образом нет темы Ал.Ал-ча.