|
29th July 2014
1:06pm: Футуротолстовство
Учитель Миши Исаковского Василий Васильевич Свистунов читал перед едой такую молитву: "Благодарю тя, мужиче, яко насытил нас земных твоих благ и удостоил нас принять хлеб твой насущный, добываемый в поте лица своего". Василий Васильевич Свистунов был толстовец и ходил из Смоленской губернии пешком в Ясную Поляну поклоняться могиле Толстого. Василий Васильевич Свистунов объяснил Мише Исаковскому про ямбы и хореи за один раз, так что потом Миша никогда не путался в размерах. А сам Василий Васильевич Свистунов стихов сочинять не умел, только один раз попробовал. И вот что у него вышло:
Роса уже обсохла, Птицы уже запели, Ночь уже издохла, День начал свои затеи.
1:17pm: Бендеровцы
У Миши Исаковского в школе был приятель Петя Тимофеев. Однако Петя отказался называться Тимофеевым. Он говорил, что это скучные фамилии - Андреев, Киреев, Тимофеев. Петя еще в школе стал называть себя фамилией Шевченко, в честь поэта с усами, который был в учебнике. На "Тимофеева" не откликался, на тетрадках писал "Петра Шевченко". В конце концов Петя победил учительниц, но они все-таки настояли, чтобы Петя хотя бы букву "в" приделал к фамилии. Так Петя стал Петром Шевченковым. Что интересно, вся его семья тоже потом перешла в Шевченковы, включая отца Пети, Тимофея Шевченкова. (Сам Исаковский тоже был сперва Исаковым, а в Исаковских их семья превратилась по настоянию непутевого старшего брата Миши, но тот руководствовался, верно, не идеалистическими книжными соображениями, а вполне понятными в Смоленской губернии представлениями о благородстве польской нации.)
1:29pm: Социальная сфера
Однажды Мишу Исаковского лечили в смоленской больнице от слабых глаз. Его лечили там йодистым калием, неудивительно, что зрение не восстанавливалось, и бедный мальчик, которому только что злой доктор Радзвицкий напророчил полную слепоту, очень страдал и жаловался. Фельдшер, выслушав жалобы Миши, засунул в свои штаны руку, высунул из ширинки палец и стал им шевелить, спрашивая: - Что это, видишь? - Палец, - отвечал Миша Исаковский. - Ну вот, - хохотал дурак-фельдшер, - говоришь, что зрения слабое, а палец-то от х*я отличаешь! Миша тогда ушел из этой глупой больницы, хотя там ему впервые и довелось поспать на железной кровати с простынями. Взял по рецепту в аптеке бесплатного йодистого калия и пошел, бедняга, домой, сквозь болота, поля и дожди, маленький, в материнских ботах, полуслепой.
1:42pm: Судьба Ивана Лыженкова
У Миши Исаковского в школе был соученик Иван Лыженков. Этот Иван Лыженков имел вот какую привычку: все, что ни найдет на дороге, он помещал в специально склеенные конвертики и эти конвертики аккуратно надписывал и прибивал к стене своей комнаты (он жил при школе) гвоздиками. Там были конвертики с надписями "Иголка Ивана Лыженкова", "Перо Ивана Лыженкова", "Гвоздь Ивана Лыженкова", "Нитка Ивана Лыженкова". Потом уже, после войны, выяснилось, что Иван Лыженков вырос и стал бухгалтером шахтоуправления в Донбассе (а не "на Донбассе", как тут почему-то стали говорить). Там он выпал одныжды пьяный из грузовика и убился насмерть, а вдова Ивана Лыженкова попросила Мишу Исаковского (в то время уже - депутата Верховного Совета РСФСР) пустить дело по правильному следу, чтобы наказали шофера. Поэт предпринял усилия, но пишет, что не знает, чем закончилось дело.
7:35pm: Еще один земляк
Автор двух канонических советских песен Владимир Агатов. "Темная ночь", конечно, развивает мотивы песни на стихи Суркова, но не теряется на ее фоне. Статья в википедии, как обычно, идиотическая. Вот я, пожалуй, объясню, что значит "идиотическая статья". В источнике, которым пользовались авторы википедии, читаем: "18-летний Агатов выступает с «литературными заметками» в сб. «Стихи и проза о русской революции» (Киев, 1919), где встречаются имена А. Блока и Андрея Белого, 3.Гиппиус и М.Горького, Есенина и Клюева, Маяковского и Ропшина (Савинкова)". Но авторы википедии твердо знают: чем значительнее будет их герой, тем лучше! Поэтому в результате получается вот что: "В 18 лет его литературные заметки публикуются в сборнике «Стихи и проза о русской революции» (авторами которого были А. Блок, Андрей Белый, З. Гиппиус, Максим Горький, С. Есенин, Н. Клюев, В. Маяковский)". Как будто бы небольшая разница, но смысл совсем другой. В первом случае правильно описано попадание киевского автора в киевский же сборник, куда сгребли всяких больших и разбавили маленькими. Во втором описана история раннего признания современниками талантливого начинающего писателя. Первое описание - правда, второе - идиотизм.
7:46pm:
По тротуару косяком бежали девы босиком, они визжали, пробегали, их платья к бедрам прилегали, кипели лужи кипятком, плевалось небо электричеством, и жизнь летела, как змея - июль за нею полз, влеком, если не качеством ея, то уж как минимум количеством.
Powered by LJ.Rossia.org
|