Графиня Наталия Александровна, дочь великого Суворова, супруга обер–шталмейстера графа Николая Александровича Зубова. Имя покойной графини как дочери бессмертного полководца сделалось достоянием истории еще при ее жизни. Кому не известны письма героя к нежно любимой дочери — эти письма, в которых так живо высказывается серд¬це старого воина, сердце, закаленное в битвах, неумолимое к врагам отечества и в то же время великодушное?
Кратковременный отдых после первой Турецкой войны и усмирения пугачевского бунта был эпохою женитьбы Суворова. На следующий год (1 августа 1775 года) он был обрадован рождением дочери. Чуждый покоя и в войне, и в мире, проводя жизнь в беспрерывной, изумительной деятельности вдали от мирной семейной жизни, герой не мог заняться сам воспитанием дочери. По просьбе его, она была принята в Смольный монастырь и там воспитывалась под надзором самой Государыни Екатерины II, желавшей доказать благоволение к «своему генералу» (как называла она Суворова) особенною заботливостию о воспитании его дочери.( зри далее )
Что не сизый орел на лебедушек
Напускается из за синих туч:
Напускается орлом батюшка,
На поганых, на Турков-нехристей,
Сам Суворов-свет батюшка.
Вместе с песнями о Суворове, вымирают или вымерли и легенды. Предания о нем были наиболее сосредоточены в новгородской губернии, преимущественно в боровицком уезде, где лежит село Кончанское, но и тут остаются от них уже немногие следы. Приведем в заключение одну из таких полународных легенд.
В дремучем лесу, среди болот, лежит огромная каменная глыба, с пещерою внутри; ход в нее из-под болота. Дурная слава про это место: там блуждают синие огоньки, носятся бледные тени, слышатся тоскливые, жалобные стоны. Филин не пролетает над седым мшистым камнем, волк на нем не воет; крестьянин, невзначай сюда попавший, обходит дикое место, кладя на себя крестное знамение. Всегда здесь тихо и мертво; только ворон каркает по временам над каменною глыбой, да вьется хищный орел, успокаивая клекотом своим старца, почивающего в пещере, внутри камня, неземным сном. Чрез малое отверстие брезжит оттуда тусклый, слабый свет неугасимой лампады, да доносится глухое замогильное поминовение князю, рабу Божию Александру. В глубине скалы спит, как говорят люди, сам дедушка, склонив седую голову на уступ камня; давно он спит и долго спать будет. Только тогда, когда покроется Русская земля кровью боевому коню по щиколотку, проснется великий русский воин, выйдет из своей усыпальницы и избавит отечество от лютой невзгоды.
Книга:http://history.scps.ru/suvorov/pt
Генералиссимус князь
Суворов
соч. А. Петрушевского
Публикуется по изданию: С.-Петербург, типография М.М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 лин.7. 1884
Уведомляю сим тебя, моя Наташа:
Костюшка злой в руках, взяли, вот так-то наши!
Яж весел и здоров, но лишь не много лих,
Тобою, что презрен мной избранный жених.
Когда любовь твоя велика есть к отцу,
Послушай старика! дай руку молодцу;
Нет, впрочем никаких не слушай, друг мой,
вздоров.
Отец твой Александр
Граф Рымникский-Суворов
Ответ Графини Натальи Александровны Суворовой
Для дочери отец на свете всех святей,
Для сердца же ее любезней и милей;
Дать руку для отца, жить с мужем по неволе,
И Графска дочь ни что, ее крестьянка боле.
Что может в старости отцу yтехой быть:
Печальный вздох детей? Иль им в веселье жить?
Все в свете пустяки: богатство, честь и слава,
Где нет согласия, там смертная отрава.
Где ж царствует любовь, там тысяча отрад,
И нищий мнит в любви, что он как Крез богат.
Переписка А.В.Суворова и его дочери, Натальи А.
← Previous day | (Calendar) | Next day → |