Мысли вслух - Day

Tuesday, July 26, 2011

1:46PM - Журнальное

Пробудился-таки

(comment on this)

4:00PM - В.С.Аксакова об И.Тургеневе

Как ни рады мы были все Хомякову и Гильфердингам, но очень жалели, что они съехались вместе с Тургеневым, человеком совершенно противоположным по всем убеждениям. Гильфердинг-отец приехал первый раз к нам; человек весьма почтенный и летами и достоинствами, с живым участием ко всему, и очень радушный, с учтивостью и приветливостью прежнего времени; он всем очень понравился, хотя и многие его понятия устарели, и он, служа в министерстве иностранных дел, не позволяет себе резко выражаться о нем, хотя и не защищает его действия. Он, конечно, крайне некрасив лицом, но это безобразие вовсе не противно. Через несколько часов он был у нас, как будто давно знакомый.

Тургенев - огромного роста, с высокими плечами, огромной головой, чертами чрезвычайно крупными, волосы почти седые, хотя ему еще только 35 лет. Вероятно, многие его находят даже красивым, но выражение лица его, особенно глаз, бываетиногда так противно, что с удовольствием можно остановиться на лице отца Гильфердинга. Тургенев мне решительно не понравился, сделал на меня неприятное впечатление. Я с вниманием всматривалась в него и прислушивалась к его словам, и вот что могу сказать. Это человек, кроме того что не имеющий понятия ни о какой вере, кроме того, что проводил всю жизнь безнравственно и которого понятия загрязнились от такой жизни, это - человек, способный только испытывать физические ощущения; все его впечатления проходят через нервы, духовной стороны предмета он не в состоянии ни понять, ни почувствовать. Духовной, я не говорю в смысле веры, но человек, даже не верующий, или магометанин, способен оторваться на время от земных и материальных впечатлений, иной в области мысли, другой под впечатлением изящной красоты в искусстве. Но у Тургенева мысль есть плод его чисто земных ощущений, а о поэзии он сам выразился, что стихи производят на него физическое впечатление, и он, кажется, потому судит, хороши ли они или нет; и когда он их читает с особенным жаром и одушевлением, этот жар именно передает какое-то внутреннее физическое раздражение, и красоты чистой поэзии уже нечисты выходят из его уст. У него есть какие-то стремления к чему-то более деликатному, к какой-то душевности, но не духовному; он весь - человек впечатлений, ощущений, человек, в котором нет даже языческой силы и возвышенности души, какая-то дряблость душевная, как и телесная, несмотря на его огромную фигуру. А Константин начинал думать, что Тургенев сближается с ним, сходится с его взглядами и что совершенно может отказаться от своего прежнего, но я считаю это решительно невозможным. Хомяков сказал справедливо, что это все равно, что думать, что рыба может жить без воды. Точно, это - его стихия, и только Бог один может совершить противоестественное чудо, которое победит и стихию, но, конечно, не человек. Константин сам, кажется, в этом убеждается и на прощанье пришел в сильное негодование от слов Тургенева, который сказал, что Белинской и его письмо, это - вся его религия и т. д.. Я уже не говорю о его ошибочных мыслях и безнравственных взглядах, о его гастрономических вкусах в жизни, как справедливо Константин назвал его отношение к жизни, а я говорю только о тех внутренних свойствах души его, о запасе, лежащем на дне всего его внутреннего существа, приобретенном, конечно, такой искаженной и безобразной жизнью и направлением, но сделавшемся уже его второй природой. При таком состоянии, мне кажется, если Бог не сделает над ним чуда и если он не сокрушит сам всего себя, все его стремления и приближения к тому, что он называет добром, только еще более его запутают, и он тогда совершенно оправдает стихи Константина. "Дай Бог, чтоб всем нам прийти к истинному Свету".

И возле этого человека - Хомяков, человек по преимуществу исключительно духовный, не в смысле только его возвышенной, разумной, истинной веры, согретой самым искренним душевным убеждением, не только в смысле его строгой нравственности, но по свойству его натуры, трезвый во всех своих впечатлениях и проявлениях. Необыкновенный человек!...

В гостиной шли разговоры о России и русском человеке между Константином, Хомяковым и Тургеневым. Разумеется, с Константином никто вполне не соглашается в его мнении о русском человеке, т. е. крестьянине; вследствие того выходило, что Тургенев с Хомяковым как будто были одного мнения. Константин это и заметил Хомякову, но Хомяков поспешил, даже вопреки учтивости, отречься от того, говоря, что он не одного мнения с Тургеневым и что если б они разговорились далее, то разошлись бы совершенно во взглядах и т. п. Тургенев понял это и сказал: "Константин Сергеевич, в самом деле, хитер; он знал, что его слова помогут ему", или что-то в этом роде.

http://dugward.ru/library/aksakovy/vaksakova_1855.html

(12 comments | comment on this)

4:04PM - Словно не 1855, а 2011 год.В.С.Аксакова о текущем 1855

Конечно, без воли Божьей все это зло не было бы допущено, если б не вызывали его наши безмерные вопиющие грехи, за которые мы теперь должны принять должную казнь для того, чтоб очиститься и возродиться. О Боже, дай нам силы выйти из этого огненного искушения возрожденными, дай нам силы покаяться и очиститься! Нести грех, побеждающий милосердие Божие, но надобно почувствовать грех свой и невозвратно покаяться в нем, чтоб уповать на Милосердие Божие.

Признаюсь, на меня находит иногда сомнение, которое пугает меня самою, возможно ли покаяние для России, не слишком ли уже далеко в сердце проникла эта язва, возможно ли очищение, остались ли еще живые силы для того, чтоб сознать грех и почувствовать раскаяние, для того, чтоб возродиться!

Боже, у Тебя и силы, и исцеление, и жизнь! Ты можешь все, неужели Ты дашь погибнуть народу, хотя заблудшему, но верующему в Тебя! Боже, обрати и помилуй! Но через что, через какие страшные бедствия должно пройти, чтоб достигнуть исцеления, после такой порчи, страшно и подумать, воображение отказывается представить это будущее. Именно только тогда, когда каждое лицо почувствует свои грехи, и только тогда возможно очищение, а для того, какие надобно бедствия, чтоб каждое лицо отдельно выстрадало это покаяние. - Вот предмет неистощимый наших современных разговоров, которые выражают только ту душевную боль, которую каждый из нас носит в душе своей. Особенно наводят ужас рассказы, так часто повторяющиеся, о том грабеже, воровстве, взяточничестве, которое так въелось в русскую жизнь, так исказило понятия даже и честных людей, о всех тех вопиющих неправдах, совершающихся ежеминутно, о всей той системе зла, которая царствует во всем и опутывает всех, из которой нет исхода, для которой нет средств исцеления, - и все частные усилия поправить только ухудшают дело и безнадежны. Один Бог может спасти нас!

http://dugward.ru/library/aksakovy/vaksakova_1855.html

(comment on this)

4:31PM - А.С.Пушкин и Александра Федоровна

В стихах Жуковского и Пушкина императрица Александра Федоровна запечатлена в образе Лалла Рук.

Поэма английского поэта Томаса Мура (1779-1852) появилась в 1817 г. и покорила европейскую читающую публику. Поэма написана по мотивам восточных сказок, ее героиня Лалла Рук - индийская принцесса-волшебница. Благодаря английскому поэту она превратилась в любимую героиню, ей посвящали стихи, ее выводили на сцене в театральных представлениях.

В 1821 г. в Берлине в честь пребывания там великой княгини Александры Федоровны устроили великолепный праздник с маскарадом, на котором она явилась в образе Лалла Рук. Это дало повод Жуковскому написать стихотворения "Лалла Рук" и "Явление поэзии в виде Лалла Рук" (1821), переведя английский источник в русло русского романтизма. Образ Лалла Рук у Жуковского - воплощение мимолетности прекрасного, напоминание о небесном "в темной области земной". В то же время Жуковский придал индийской принцессе черты, в которых угадывается портрет великой княгини Александры Федоровны:

Все - и робкая стыдливость
Под сиянием венца,
И младенческая живость,
И величие лица,
И в чертах глубокость чувства
С безмятежной тишиной, -
Все в ней было без искусства
Неописанной красой!

Пушкин также увлекся образом загадочной принцессы. Соперничая с Жуковским, он создал маленький поэтический шедевр - картину явления Лалла Рук на петербургском бале. Посвященная Лалла Рук строфа из восьмой главы "Евгения Онегина" осталась в черновых вариантах:

И в зале яркой и богатой,
Когда а умолкший тесный круг
Подобно лилии крылатой
Колеблясь входит Лалла Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою,
И тихо вьется и скользит
Звезда - харита меж харит.

http://dugward.ru/library/nikolay1/alexandra_feod_albom.html

(comment on this)

5:58PM - Действительно,зачем им нужны мигранты-их оставят старой Москве

Источник «Известий» в московском правительстве назвал ограничение регистрации на присоединяемых территориях ожидаемым событием. «Это может быть сделано потому, что как-то надо поступать с желанием людей начать там массово регистрироваться — у знакомых, родственников или просто за деньги», — отметил собеседник. Он уверен, что в этом случае региональные власти должны выйти с инициативой изменения законодательства на федеральный уровень.

Пример «Сколково», где также планируется ввести ограничение на покупку жилья всеми желающими, а соответственно, и на свободу проживания в иннограде, показывает, что власти готовы вводить специальный правовой режим на прирезаемых к столице землях. И если в районе Рублево-Архангельского естественным ограничителем для массовой регистрации граждан в «новомосковских» владениях выступает рыночная цена земли и недвижимости, то в случае с территориями Ленинского, Подольского и Наро-Фоминского районов (части которых отходят Москве) необходима административная воля.

250 тыс. счастливчиков...

http://www.izvestia.ru/news/495593

Узрела:http://kazagrandy.livejournal.com/1807290.html

(2 comments | comment on this)
Previous day (Calendar) Next day