Существует ли "низовое православие"? Здесь в комментах
vasia_tapkin@lj пишет о некоем "низовом православии", то есть современном церковном мэйнстриме, народном и провинциальном. "Низовому православию" приписывается пакет предпочтений вроде любви к радио "Радонеж", длинным юбкам и платкам, книгам Медведевой и Шишовой, панической боязни "обновленчества и модернизма" и т.д.
Мне кажется, что противопоставлять, с одной стороны, интеллигенцию с "Мейендорфом о паламитском синтезе" и "простых тетенек" с радио "Радонеж" - это в корне неправильно.
В 80-е - 90-е годы в длинные юбки с платками облачались отнюдь не продавщицы сельпо и не упаковщицы с макаронных фабрик, а девочки с филфаков и истфаков. Радио "Радонеж" и все прочие современные церковные рупоры "низового православия" создавали тоже не парни от станка, а вчерашние советские телевизионщики, писатели, историки...
Сегодняшний пакет воззрений "низового православия" - это 15-20-летней давности пакет церковно-общественной мысли передовой патриотической творческой интеллигенции. Вполне закономерный процесс. Когда среди еще советской интеллигенции пошла мода на оккультизм и эзотерику, простой народ оставался атеистическим с элементами "бытового православия" вроде освящения на Пасху куличей и "бытового язычества" вроде поминовения усопших водкой. Когда с 1988 года интеллигенция массово повалила в Церковь, до народа дошла мода на гороскопы и экстрасенсов. Когда в начале 2000-х интеллигенция наигралась в "послушания старцам", "простите и благословите" и перестала уходить из юристов и инженеров в дворники и сторожа, народ подобрал брошенные девочками с филфаков длинные юбки. Но в целом, думаю, это очень здоровая тенденция и положительный процесс, просто он требует времени.
Сегодняшний конфликт между "миссионерами" и "обскурантами" - это не конфликт интеллигенции и простого народа, это конфликт между интеллигенцией старой и новой формации. "Старым" жалко отказаться от своей прежней власти над умами и роли идейных вождей, "новые" понимают, что мир и умы изменились, и старым "идейным пакетом" никого за собой не поведешь.
Но вот что мне лично очень не нравится... Дискуссии между "миссионерами" и "обскурантами" все сильнее напоминают репортажи с коммунальной кухни. "Старые правые" в этом сериале выступают в роли зловредной бабки, которая подсыпает своим соседями спички в борщ, плюет им в компот и приучила своего кота мочиться им в калоши. А "новые правые", доведенные старухиными кознями до нервного срыва, заявляют во всеуслышание: "Смотрите, какой ужас! Она подсыпала нам в борщ спички! Она плюнула в наш компот! Она подослала своего кота, чтобы он нагадил в наши калоши! Она желала тем самым сорвать все наши миссионерские планы, но она нас не остановит!" И раздувают проблему одной полоумной бабушки до масштабов вселенской катастрофы.
Только вот я, к счастью, никогда в коммуналках не жила, и как можно действуя своими внутренними силами и не выходя за рамки христианской нравственности разобраться с психически больной бабушкой, утратившей способность жить в социуме, увы, не знаю. Но это именно такая проблема.