Дневник шизоида. Обо всём и ни о чём.
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Tuesday, August 20th, 2013

    Time Event
    12:21a
    Генерал Глобачев, последний начальник петроградского охранного отделения, в своих воспоминаниях пишет:
    Для меня лично в то время, по существу, решительно все равно было, правит ли Россией Керенский или Ленин. Но если рассматривать этот вопрос с точки зрения обывательской, то я должен сказать, что на первых порах новый режим принес обывателю значительное облегчение, которое заключалось в том, что новая власть своими решительными действиями против грабителей поставила в более сносные условия жизнь и имущество обывателя. далее )

    Он же характеризует белых следующим образом:

    Если заглянуть в политическую подоплеку всего добровольческого движения, то нужно признать, что Добровольческая армия защищала интересы демократической республики и была на поводу у партий кадетов и эсеров. далее ) Война была исключительно партийная: кадеты и эсеры оспаривали власть над измученной Россией у большевиков, которые были и счастливее их и способнее, что и доказали тем, что быстро ее захватили после падения монархии.

    В связи с этим возникает вопрос: а могло ли сохраниться самодержавие в ХХ веке? Не конституционная монархия, а именно самодержавие. А вот и могло. Вот что писал крайне правый литератор Михаил Меньшиков:

    Что могло бы спасти Россию, это возвращение не к "старому порядку", каким мы его знаем, а к старому порядку, какого мы не знаем, но который был когда-то. Спасти Россию могло бы устройство общества по трудовому типу. Надо вернуть обществу органическое строение, ныне потерянное. Надо, чтобы трудовое правительство постоянно освежалось и регулировалось трудовым парламентом, то есть представительством трудовых сословий страны. Надо, чтобы нелепые нынешние сословия, фальшивые и бессмысленные, были заменены действительными сословиями, то есть, как некогда, трудовыми профессиями, и чтобы эти профессии - подобно органам и тканям живого тела - были по возможности замкнутыми.

    По сути то, что он предлагал, представляет собой вариант корпоративного государства. При этом роль буржуазии как класса нетрудового если не сводится к нулю, то приближается как таковому. Верховная же власть является арбитром в спорах между различными социальными группами. И не то же ли самое или нечто похожее проектировал Ленин после введения НЭПа, акцентируя внимание своих соратников на необходимости поддержания баланса интересов города и деревни, рабочего класса и крестьянства? Разумеется, для Ленина такая форма общественного устройства была переходной, а не вневременной. Но то, что и большевики, и крайне правые не находили в общественном раскладе места для крупной буржуазии, не подлежит сомнению. И в этом большевики разошлись с меньшевиками и эсерами, не говоря уже о кадетах. Что и послужило причиной гражданской войны. Будущее показало, что развитие страны возможно и без буржуазии. А вот с буржуазией оно как-то не очень получается в силу её запоздалости. Но, в принципе, подобную политику мог проводить и царь. Всего лишь-то надо было национализировать землю и крупную промышленность. Конечно, тогдашняя правящая верхушка не была способна на подобное политическое сальто-мортале, предпочитая перетягивать канат власти с буржуазией. И ничем хорошим это для монархии не закончилось. Но альтернатива таки была. И умные монархисты её видели.
    11:33a
    Читаю "Социализм и его культура" Бухарина. Эту работа была написана Бухариным уже в тюрьме. По ходу трудно отделаться от ощущения, что автор полемизирует с Троцким. С его "Преданной революцией". В принципе, Бухарин мог быть знаком с этой книгой. На русском языке работа Троцкого была издана в 1936 году. Бухарин был арестован в 1937-м. В 36-м он ездил во Францию. Так что исключать нельзя. Можно, конечно, предположить, что был заказ Сталина: мол, Николай, надо окончательно разоблачить троцкизм. И Бухарин писал, может быть, надеясь, что если ему дают такие задания, то и жизнь сохранят. То есть будущий процесс он воспринимал как инсценировку. Хотя с другой стороны, судьба Зиновьева и Каменева должна была избавить его от иллюзий. Или, возможно, он просто мысленно уносился в будущее, расценивая и свою судьбу, и то, что происходило в стране, как некий зигзаг. Поэтому и полемику с Троцким он вел не с позиций настоящего, а как бы глядя из будущего. Не опровергая Троцкого фактически, Бухарин писал не о том, что есть, а том, что должно быть. Вообще, в те времена институт советников, консультантов, спичрайтеров еще развития не получил. Считалось, что вожди сами должны рождать идеи и уметь их излагать литературным языком. У Сталина с идеями было туговато, и Бухарин был для него их генератором. Троцкий, борясь с правыми, основной удар наносил именно по Бухарину, а не по Сталину, которого серьезным противником не считал. Возможно, хозяину просто не понравилось то, что написал Бухарин, он ожидал от него большей конкретики. И судьба Бухарина была предрешена. А вообще, трагедия, трагедия в античном понимании. Столкновение героя с роком. Сталину была по душе роль античного божества, играющего судьбами людей.

    << Previous Day 2013/08/20
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org