Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет sergeyr ([info]sergeyr)
@ 2006-03-06 17:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:аксиоматика, нудятина, общественное, эволюция

Эффект "черты вседозволенности" и его следствия
Долговременные стратегии (aka этика/мораль, традиции и пр.) имеют одно ключевое свойство: они ОЧЕНЬ сильно зависят от того, когда прекращается игра (и насколько точно это известно игрокам).

Поясняю для тех, кто не в курсе:
Большая часть долговременных стратегий основана на понятиях сотрудничества-на-доверии (смысл понятен) и альтруистического наказания (действие, непосредственно наказывающему невыгодное, и применяемое для наказания эгоистов-жуликов - что, как показывают эксперименты, зачастую резко увеличивает суммарный выигрыш игроков).
Так вот, с точки зрения эгоиста, сотрудничество теряет всякий смысл в тот момент, когда игрок точно знает - наказания за жульничество уже не последует. Соответственно, если игра кончается - перспектива наказаний теряет свой эффект, т.к. наказание просто не успеет подействовать до конца игры. А далее срабатывает эффект домино: "черта вседозволенности" имеет то же свойство, что и конец игры (для взаимно-подозрительных игроков), и сама себя рекурсивно сдвигает назад по времени до самого старта. Итого, если игрокам известно точное время окончания игры, то "рациональных" (эгоистичных) причин для сотрудничества не остаётся вообще ни на каком этапе игры.
Другое дело если игра бесконечна или игрокам просто неизвестно когда у неё конец (особенно если предполагается что нескоро). В этом случае альтруисты и прагматики могут спокойно строить долговременные стратегии, а жуликов-эгоистов успевают отучить от жульничества (если это вообще при заданных правилах возможно, что бывает не всегда).

Это и есть, вероятно, причина живучести верований, постулирующих жизнь после смерти. Общества, в которых такой постулат не укрепился, были, как правило, менее сплочены - из-за эффекта "черты вседозволенности" - и проигрывали конкуренцию.
Но самая интересная хитрость не в этом. Если рассматривать в качестве игроков мемы (идеи, нерациональные побуждения), то для них-то конец (в отличие от человека) непросчитываем! И если человек себя воспринимает не как тушку с мозгами, а как комплекс мыслей (которые могут быть скопированы и распространены - в виде ли воспитания детей или написания книг, неважно), то смерть для него не является концом игры.* В этом, imho, ключ жизнеспособности при кажущейся безумной альтруистичности идей Просвещения - они имеют неочевидную, но эгоистическую поддержку. А эгоизм, как известно, великая производительная сила, коию грех не использовать.

* Схожий эффект имеет восприятие детей как продолжения самого себя, но только в том случае, если в данной среде не действует принцип «дети за родителей не отвечают».



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]sergeyr@lj
2006-03-06 16:57 (ссылка)
> Я бы переименовал "черту вседозволенности" в "порог безответственности".

Если я правильно понял что ты имеешь в виду, то это разные вещи - второе есть эффект от первого.

> Знаешь, буддизм сюда не очень хорошо ложится. Ну карму мемом посчитать можно

Нет-нет, буддизм ложится в верования, а не в рациональную схему с мемплексами.

> Но ассоциирование себя с комплексом мемов - это уже привет сам знаешь кому с ИГШ

Не знаю, я ИГШ всерьёз не читаю уже с год, а то и больше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]battyroy@lj
2006-03-06 17:33 (ссылка)
>> Я бы переименовал "черту вседозволенности" в "порог безответственности".

> Если я правильно понял что ты имеешь в виду, то это разные вещи - второе есть эффект от первого.

Разные, но не всегда. Безответственность от вседозволенности - это лишь один из сортов. Безответственность от недостатка способностей к предсказанию (интеллекта) - иной вариант. Легкомыслие, допускаемое намеренно - третий. Вариантов может быть масса. Когда я говорю о "пороге", я имею в виду скорее как раз отсутствие любой формы долгосрочной стратегии. Без проекции на мораль и этику.

>> Знаешь, буддизм сюда не очень хорошо ложится. Ну карму мемом посчитать можно

>Нет-нет, буддизм ложится в верования, а не в рациональную схему с мемплексами.

Буддизм я рассматриваю именно как верование и подкрепляющую его морально-этическую систему (весьма различную в зависимости от вариаций), основанную в числе прочего на наличии "конца игры" при виртуально-бесконечной итеративной схеме достижения этого конца. :) То есть один из вариантов "долговременной стратегии с концом". Что есть отличие от неопределенности конца в других этических схемах, где чаще всего дальше хэппи-энда рассмотрение не простирается. То есть стратегию нельзя считать в полной мере долговременной. ;)

Видение кармы как мемплекса меня просто очень позабавило, чисто умозрительно.

>> Но ассоциирование себя с комплексом мемов - это уже привет сам знаешь кому с ИГШ

>Не знаю, я ИГШ всерьёз не читаю уже с год, а то и больше.

Это, кажется, больше года назад было. Идея Казанцева о том, что мемы - это вообще все. От строения ядра конкретного атома и генома до архетипов, поведенческих стереотипов, мыслей, книг и теории победы коммунизма. Вообще все!

В таком "гуманистическом" понимании любой человек может быть легко представлен сложным мемплексом. И, разумеется, некоторые части этого мемплекса неизбежно распространяются на соседей, оставляя след человека в условно говоря ноосфере/инфосфере.

Вопрос самоидентификации на деле выходит далеко за рамки этого обсуждения. Человек не ассоциирует себя с некоторым мемплексом, пусть и довольно сложным. Возможны разные схемы, но очень часто присутствует самоидентификация через (само)сознание, полная глубина каковой идентификации невозможна без определенного уровня рефлексии и, соответственно, ответственности.

Рассматривая меметическую модель, приходится делать очень много оговорок, в противном случае неопровергаемым является утверждение вроде "в последней четверти 20-го века наиболее мощным мемом на территории СССР был последний шлягер Филиппа Киркорова". Общественные инфоструктуры и надсистемы крайне неразборчивы, и "сильные" мемы с низкой смысловой нагрузкой имеют больший потенциал для воспроизведения и распространения, чем "умеренные". Так что под меметической моделью подписаться не могу. Она кажется мне выраженной ловушкой для многих теорий, ибо имеет только крайне ограниченное применение, в основном для практического исследования паразитных инфовирусов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergeyr@lj
2006-03-07 04:32 (ссылка)
> Когда я говорю о "пороге", я имею в виду скорее как раз отсутствие любой формы долгосрочной стратегии.

Настолько широкий вопрос я не готов рассматривать конструктивно.
В этом посте я выделил один фактор - не единственный и даже не решающий, но влияющий на стратегии.

> Видение кармы как мемплекса меня просто очень позабавило, чисто умозрительно.

Your thoughts, not mine. B-)

> Идея Казанцева о том, что мемы - это вообще все. От строения ядра
> конкретного атома и генома до архетипов, поведенческих стереотипов,
> мыслей, книг и теории победы коммунизма. Вообще все!

Неплохая трава. B-)

> Человек не ассоциирует себя с некоторым мемплексом, пусть и довольно сложным

"И мы знаем этого человека".
Люди разные бывают, а примеры восприятия себя как мема (в значении, соответствующем теме поста), я вроде бы привёл.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -