sergeyr's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Monday, October 6th, 2008

    Time Event
    11:28p
    Об обещаниях
    Парадоксальная вещь: когда кто-то в нашем обществе демонстрирует, что ожидает обещания - он/она при этом (как правило) демонстрирует насколько МАЛО для него/неё значит это обещание, насколько мало он/она доверяет его смыслу и сути. Особенно это женщин касается (так исторически сложилось).

    Вспомнил я сечас об этом парадоксе на сугубо рабочем примере: некая красавица всерьёз требовательно спросила: "Можешь пообещать, что он (компьютер) больше не будет глючить?" (Это в ответ на мои заверения в том, что комп "здоров" и если не делать вот такие-то и такие-то вещи, то должен себя вести хорошо.) Надо ли говорить, что я был несколько обескуражен и не нашёл слов, чтобы объяснить что я ничего такого пообещать не могу. Именно потому, что мои обещания - отнюдь не пустой звук. И когда я что-то обещаю, особенно в явной и сильной форме, то этим таки гарантирую, что нейтрализовать это обещание может только форс-мажор.

    Более канонический пример - клятвы любви. Казалось бы, любая особа, способная оперировать такими запутанными вещами, как вся эта современная косметика (например), просто обязана понять такую простую вещь, как невозможность сколько-нибудь уверенно управлять столь глубокими чувствами. (Тем более что женщины, вроде, такие вещи вообще интуитивно хорошо чувствуют.) Т.е. вообще не нужно владеть никакими интеллектуальными инструментами (даже формальной логикой), чтобы понять что любовь клятвам не поддаётся никоим образом - она лишь сама себя может подпитывать, при условии желания и умения её подпитать, но никак это от клятвы не зависит - разве что в противную сторону. И на кой хрен тогда этой клятвы требовать? Ну я ещё понимаю - из уважения к церковному обычаю (коим церквям отдельное спасибо за деятельнейшее участие в обесценивании таким образом самого понятия клятвы - ну коню же понятно что эта планка не держится никак, одно лишь явное предательство плодите).

    Канонический пример для брутальнах мужыков - присяга. Если я добровольно, не под дулом пистолета, принёс скажем офицерскую присягу ("служити українському народові"), то по меньшей мере некая часть меня служить украинскому народу таки будет (а без остатка отдаваться ему на службу я не клялся), и лишь катастрофический форс-мажор может заставить меня пойти против этого народа, если он (народ) не показал себя уж совсем предательским. А если бы на военной кафедре требовали более сильной клятвы, то я бы от армии откосил другим путём.
    Однако же наши государственные деятели за NN лет добились того, что мужское население скопом этими присягами разбрасывается и при том ни в грош свои слова не ставит. И бывает очень трудно объяснить кому-нибудь почему для меня это не пустой звук, хотя казалось бы - что тут понимать, кроме всем известных значений слов? За сей феномен оным деятелям (как и церковным, в предыдущем абзаце) отдельное большое спасибо.

    P.S.
    У женщин эта традиционно воспитуемая ветренность касается часто не только твёрдости слова, но и вообще всего по сути своей твёрдого и неизменного - от обязательств и отношений до логики и даже значений слов. Что меня лично иногда просто потрясает до потери дара речи.
    У мужчин в этом смысле в нашей культуре дела обстоят несколько лучше, но тоже... не всё в порядке, мягко говоря. И целиком компенсируется мужской склонностью к разнообразным омерзительнейшим формам насилия и подавления.
    Просить другой глобус не буду. В конце концов, поделом.

    << Previous Day 2008/10/06
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org