Идеальные песочные часы не имеют дна

History

6th March 2006

1:13pm: В церкви (из рукописного дневника, год назад)
Вошла, встала, скромно, в уголке. Как потом выяснилось, неудачно выбрала место — на проходе постоянно кто-то толокся, женщина справа в пальто старинного покроя, с пышными у плечей рукавами, что-то нервно поправляла то и дело, шуршала пакетом, дергала сумкой — по-видимому, это было неосознанное.

Поблескивал зеленый огонек лампадки над алтарными вратами. Привел на память Зинаиду Гиппиус: для нее, где-то читала, он олицетворял мир детских грез — зеленый именно.

На иконостасе не очень крупное изображение серафима. Красного. Шестикрылого. Сначала был сквозняк, потом окно или дверь закрыли, и огни свечей выровнялись, поплыл мутный густой воздух, наполненный воней благоухания и нашим тяжелым дыханием.

Кланялись, касаясь руками грязного, в холодной слякоти, пола, а какой-то молодой человек — были видны только блестящие собранные волосы и спина — мелко крестился, часто кланялся, видела его наискосок. Слушала пение, глядела ему в спину и думала с мучительной завистью, что очень ленива и слаба и не могу.

Пришел бродяга, оттер от занимаемого места. Впереди у него — сантиметров сорок в плотном людьми пространстве храма, а я — едва ли не вплотную к грязному воротнику, пахнущему псиной. Утыкаюсь в книгу, по которой слежу, а сама занята бродягой, хочется одернуть его, посунься, мол, одному-то тебе места вишь сколько.

Запели очень красивое «Яко с нами Бог».

На колонне, где изображен некий святой князь, или другой какой пустынножитель, мелькают легкие тени от руки регента, он на балконе дирижирует напористым хором. Богатые рамы, в которых помещаются иконы — наверное, как-то называются, но не оклады. А может, и оклады.

Речитатив, и — «Яко с нами Бог».

Бродяга куда-то сплыл. Новое: дама в пальто, отороченном каким-то толстым пушным зверьком, встала прямо передо мной, я то и дело утыкалась носом в ее мех. Подвинуться было некуда. Заломило спину. Страшно хотелось пить. Пропели молитву за всех предстоящих, и путешествующих, и во оставление грехов всех прежде отшедших отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных...

Дед справа, который всё тихонько, гнусаво подпевал себе под нос, сказал: «Вот, не забудьте вашу сумочку».

Почему-то вдруг стало жаль, что служба закончилась.
1:45pm: *
Просто не могу передать, до чего мне не хватает функции "контрол-F" при обращении с книгой.
2:05pm: Марсель Пруст. Калейдоскоп
Эволюция или, может быть, просто изменение, смысловая миграция метафоры «калейдоскоп» у Пруста происходит от некоего экзистенциального поблескивания, упоминания вскользь, то есть от довольно сомнительного «калейдоскопа темноты» к значуческой нагрузке более насыщенной и определенной: а именно, к привнесенному социальному оттенку слова.

«Я засыпал опять, но иногда пробуждался ровно на столько времени, чтобы успеть услыхать характерное потрескиванье панелей, открыть глаза и охватить взглядом калейдоскоп темноты, ощутить благодаря мгновенному проблеску сознания, как крепко спят вещи, комната - все то бесчувственное, чьею крохотной частицей я был и с чем мне предстояло соединиться вновь. Или же я без малейших усилий переносился, засыпая, в невозвратную пору моих ранних лет, и мной снова овладевали детские страхи; так, например, я боялся, что мой двоюродный дед оттаскает меня за волосы, хотя я перестал его бояться после того, как меня остригли, - этот день знаменовал наступление новой эры в моей жизни. Во сне я забывал об этом происшествии и опять вспоминал, как только мне удавалось проснуться, чтобы вырваться от деда, однако, прежде чем вернуться в мир сновидений, я из осторожности прятал голову под подушку».

«По направлению к Свану».

*
«Однако, подобное калейдоскопу, общество время от времени переставляет части, казавшиеся незыблемыми, и образует новый узор. Я еще не дорос до первого причастия; как вдруг благонамеренные дамы стали приходить в ужас при мысли о встрече в гостях с элегантной еврейкой. Эти новые перемещения в калейдоскопе были вызваны тем, что философ назвал бы изменением критерия. Дело Дрейфуса ввело новый критерий немного позднее, уже после того как я начал бывать у г-жи Сван, и калейдоскоп еще раз повернул цветные свои ромбики. Все еврейское опустилось вниз, хотя бы это была элегантная дама, поднялись обскуранты-националисты. Самым блестящим салоном Парижа считался ультракатолический салон австрийского принца. Если бы вместо дела Дрейфуса вспыхнула война с Германией, калейдоскоп повернулся бы иначе».

«Под сенью девушек в цвету»

~
Ну, а дальше я еще не читала. Может, там таятся еще другие многие калейдоскопы, надо только пошарить.
2:53pm: Общеизвестный факт
Великопостная молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

*
Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
3:11pm: Фотография Алексея Коноплёва
Спасо-Андроников монастырь



Там знаменный распев, у некоторых прихожан молитвенные коврики, а на левом клиросе не в завязанных платочках, а в защипленных.
Так говорят. Я еще не видала.
3:57pm: Халаты
Скудные умом. Нищие духом. Господи, ведь ты не накажешь их, Твоих утративших человеческий облик теплых и мягких животных?
Чавкающих, хлюпающих, болтающих руками и ногами, судорожных, припадочных, склочных, мелочно обидчивых… Всех этих потных женщин с грязными волосами, в сигаретном дыму, одетых в халаты прямо поверх ночнушек. Ведь их есть обетованное Тобою Царствие Небесное — их, одержимых, подслеповатых, закормленных таблетками и исколотых шприцами, наркоманок, тунеядок, алкоголичек, истеричек, психованных, обитательниц сумасшедших домов — потому что кто, если не они, нищие духом? Кто — скорбные волей?

Кто, если не мы?

А те, кто заботился о нас, подмывал нас, ругал нас, колол нас, жалел нас и давал нам бесплатные сигареты, те, кто ходил тоже в халатах, словно все мы были одно безумное братство, разве что в белых — они были стражниками при нас, при нас они были реальными ангелами.
4:19pm: Канон Андрея Критского
Никакая светская поэзия, мне кажется, не сравнится с этим великим творением человеческого духа.
8:31pm: И о сегодня
Ну, а о сегодня тогда - еще через годик.

И таким образом наладится некая периодичность.

В конце концов, запаздывать ничем не хуже, чем опережать. По крайней мере, в некоторых вещах.
Powered by LJ.Rossia.org