steinkrauz | 07:50 pm - Импрессионизм и испанское искусство
В музее Русского Имрессионизма идёт хорошая выставка: «Импрессионизм и испанское искусство». Практически все картины привозные, так что если есть возможность сходить посмотреть — лучше идите, потому как часть приехала из частных коллекций, а другая часть из таких музеев, про которые специально не интересующийся вопросом человек никогда и не слышал. По выставке регулярно проходят экскурсии, и лучше всего на одну из них попасть. Испанские художники у нас практически неизвестны, и на общем образовании смотреть выставку будет затруднительно. Ну а кто сходить не может, добро пожаловать под кат. Все картинки кликабельны.
К концу XIX - началу XX века Испания оказалась несколько на обочине мировой культуры. И хотя Франция была вроде как бы под боком, новые веяния доходили с большим трудом. Импрессионизм заявил о себе в 70-х годах XIX века, но только через 15 лет он начал постепенно проявляться в художественной культуре Испании. Началось это с того, что художники покинули мастерские и вышли на пленэр. Одна из первых ласточек. Художник рисовал с натуры, использовал нестандарную компоновку, произвольно обрезав собор и оставив пустым передний план, но добавить свет уже побоялся. Причём на этюдах к картине ясно видно, что в реальности была не сплошная облачность, а синее небо с отдельными облаками. Но вот проще оказалось оставить только заполняющий, неявный свет.
Тут слегка чувствуется будущий импрессионист, но одновременно с попыткой передать естественный свет он пытается сохранить академический рисунок, и в результате картина как бы разваливается на отдельные сценки, не ебъединенные в единое целое.
Вот на этой работе Руссиньоля хорошо видно, что художник уже работает с реальным пейзажем, но при этом всё равно ещё остаётся в рамках академического рисунка и некоторого романтизма в стиле.
А вот четыре года спустя Казас уже куда как больше внимания уделяет композиции и цвету, и в результате у него и единое пространство, и хороший свет, и настроение.
Вот тоже хороший пример эволюции художника. Гладкое письмо, спокойный открыточный вид на первом пейзаже. Тут уже он не стесняется пастозными мазками передавать клубящиеся облака, заснеженные горы, колышащиеся деревья, и в результате вторая картина оказывается куда более эмоциональной, чем первая.
Группа портретов тоже хорошо показывает происходившие переменых, хоть они и принадлежат в основном разным художникам. Портрет полицейского предельно фотографичен. В нём нет академической идеализации, однако же и нет какой-либо выражения, это почти что фото на документ. Тут уже хорошо читается стремление уйти от мёртвой статичности, показав человека в процессе любимого занятия, сделав портрет не только средством передачи особенностей строения лица и фигуры, но и самой личности. Художники всё меньше заботятся о точном физическом сходстве, и больше пытаются передать личность. Интересный факт: изначально это был просто портрет Шарля Мориса. Но в этот же год он женился, поэтому в результате холст был надставлен, и туда дописали его жену. Думаю, очевидно, что ни факт доработки, ни сама жена художнику не сильно понравились :) Ещё один подход к выразительности. Фон не является второстепенным элементом полотна, а играет важную роль, противопостовляя рутинную городскую суету задумчивости художника. А вот здесь уже чисто импресиионистическая манера, цвет и свет -- и этого оказывается вполне достаточно, чтобы передать человека.
И ещё один импрессионистический портрет. Что характерно, это 1908 год, во Франции постимпрессионистов сменили фовисты, а Испания всё ещё не переварила импрессионизм.
Уже показанный выше Рамон Казас приехал в Париж и стал писать действительно импрессионистические картины. Да, сейчас трудно поверить, но чуть больше ста лет назад Монмартр был неблагополучным райном с промзоной, где добывали гипс.
Есть подозрение, что климат тоже влияет на восприятие цвета. В сухой и жаркой Испании не так много полутонов, особенно в яркий солнечный день, а вот туманный пасмурный Париж вполне такое богатство предоставляет.
Пиделассера тоже становится более импреонистичным, когда пишет в Париже. И также начинает играться с цветом одного и того же пейзажа. Хотя, конечно, до тополей Моне ему далеко. Париж влияет на всех, и практически все пишут его пасмурным.
Вот что животворящий парижский воздух делает! Тут работа куда как сильнее унылой девушки в самом начале.
Ещё один штрих к влиянию климата на творчество. Вот как писано в Испании: резкие границы, чистые яркие цвета, и только толпа зрителей не выписана, а изобрадена жирными мазками разных красок. А вот картина примерно того же периода, но написанная во Франции. Тут всё мягко, тихо, пастельно. Эту же тенденцию продолжает Нонель: Посмотрите, какие яркие цвета и чёткие границы. Это усиливается в «Торговке каштанами», вплоть до того, что эту картину уже можно считать пост-импрессионистом.
Вообще, насчёт того, что Испания не освоила импрессионизм и в начале XX века я несколько погорячился. Нонель, Реойос и Камараса всё же шагнули дальше.
Регойос почти пуантилист, но к счастью, не ставит метод впереди картины, что несомненно идёт в плюс его работам. У Камарасы есть что-то от некоторых картин Тулуз-Лотрека, хотя настроение у них всё же совершенно разное.
А Каналс явно вдохновлялся творчеством Дега.
Но всё же импрессионизм продолжает властвовать испанскими художниками начала XX века.
Хотя яркое солнце по-прежнему не даёт размахнуться с игрой цвета. Но всегда можно найти местечко потемнее, например обрыв. Или же попасть в санаторий.
Три последних картины это уже 20-е годы, но импрессионизм по-прежнему в Испании силён.
Ну и на закуску четыре картины самого известного и самого талантливого испанского импрессиониста Хоакина Сорольи.
|