Волынь - "кузница славян"? Изучая проблематику славянского этногенеза, ученые нечасто задаются вопросом о том, в каком регионе сами раннесредневековые славяне (или, вероятнее, какая-то их часть) видели свою прародину.
В своей статье о ранней истории Волыни (VI-X вв.), я пришёл к выводу, что ал-Масуди и "Баварский географ" (далее - БГ) передают одно и то же славянское этногенетическое предание, отражающее распад существовавшего в примерно в VII-VIII вв. этнополитического союза во главне с волынянами (вариант БГ - "червянами", но учитывая то, что Червенская земля и "Волынь в узком смысле" - это ближайшие соседи, данное различие не имеет особого значения), распавшегося впоследствии. Археологическим кореллятом этому была луки-райковецкая культура, сформировавшаяся на Волыни, а затем распространившаяся в соседние регионы и давшая начало культурам ряда летописных "племён". Именно этот процесс постепенного расселения носителей луки-райковецкой культуры и их дифференциации на ряд "племён" и отразился в славянском этногенетическом предании, зафиксированном БГ и ал-Масуди.
На этом данный вопрос мне казался, в общем, решённым, так как все остальные варианты трактовки этих известий малоубедительны, а каких-то параллелей к этим известиям, или данных способных их как-то прояснить я (равно как и никто до меня) в источниках не находил.
И вот однажы я понял, что параллель к названным известиям ал-Масуди и БГ существует. Речь о знаменитом известии Прокопия Кесарийского согласно которому, склавины и анты происходят от некоего народа "споров". Давно понятно, что название это Прокопием искажено на греческий манер (он даже попытался объяснить его из греческого) и существует несколько его объяснений из славянского, наиболее убедительным из которых выглядит сопоставление "споров" Прокопия со "сполами" Иордана - народом, с которым пришлось столкнуться готам на пути от Балтийского моря к Чёрному.
( Дальше )