Про Исаакиевский собор Про Исаакиевский собор и передачу его РПЦ пару слов. Я не знаю всех подробностей, но в прошлом была знакома с ситуацией по другим историческим объектам в городе. Достопримечательностей у нас много, их все нужно содержать. А денег у города нет. Поэтому муниципальные власти стараются как-нибудь повесить объект на федеральный бюджет. В недавнем прошлом исторические объекты вешали или на Эрмитаж, или на Русский музей, таким образом удавалось снизить затраты города на их содержание. Несчастный Летний сад повесили на Русский музей, хотя тот от сада отбрыкивался. На реставрацию в результате выделили деньги из федерального бюджета, который был неудачно, но освоен, а мы, олдстеры, теперь туда не заходим, чтобы не злиться.
Причина, по которой Полтавченко хочет передать Исаакий РПЦ, ровно та же - нет денег. А РПЦ их найдет. Место туристическое, посещаемое, РПЦ рассчитывает извлечь из него не только репутационный, но и материальный профит. С другой стороны, это сейчас музей, на котором тоже висит несколько исторических объектов, а музейные справедливо беспокоятся, что РПЦ сменит акценты и будет насаждать свои порядки и своих людей.
С точки зрения города это спор о финансировании, а структура финансирования там сложная, и я её не знаю. Есть само здание Исаакиевского собора, которое принадлежит городу и содержится на какие-то деньги, есть организация - музей - которая ведает этим зданием и историческими объектами, находящимися там. Музей тоже на что-то существует, более того, он располагается в здании - то есть, там сидят и работают сотрудники, которым светит выселение куда-то за пределы Исаакия. Есть туристический сектор. Есть реставраторы. Как правило, это множество взаимосвязанных структур, которые могут быть при этом разрозненными ООО.
Реальное положение дел должны знать музейные.
В итоге, город хочет повесить объект на кого-то у кого есть деньги и кто согласен его взять себе, но при условии, что музей будет сохранен и РПЦ найдет с ним общий язык. Музей будет жить на бюджетные деньги, собор - на церковные. Этого им хочется в идеале. Потому что церковь может отжать такую важную статью дохода, как туристические поступления.
На самом деле ситуация сложная. Просто прежде, чем махать руками "Всё пропало!", надо знать, каково реальное положение дел и в чем корень проблемы. Летний сад вот передали Русскому музею и там такой безобразный новодел и ужас теперь. Потому что надо было освоить деньги, а то больше не дадут. Тут никогда не знаешь, что хуже-то.
Но и в городе, и в мире множество религиозных строений, которые являются историческими памятниками, принадлежит церкви и ничего. Хотя РПЦ, конечно, себе уже заработала скверную репутацию.