Наверное, эта история была бы поинтересней, если бы сценаристы не вывернули сюжет наизнанку и не сказали с самого начала, что кто-то будет убит. Потому что я заглянула "в конец книги", а я не боюсь спойлеров, и тут же стало понятно, "про что кино", даже не вдаваясь в подробности. Запахло лобовым плакатным феминизмом. Предчувствия меня не обманули, но, к счастью, создателям хватило чувства меры. Во всяком случае, если в целом идея и свелась к прямолинейному высказыванию, всё же побочные ответвления и мотивации оказались не так примитивны, а местами даже изящны.

HBO выставил семисерийный гибрид "Отчаянных домохозяек" и "Иствикских ведьм". Три женщины - блондинка, брюнетка и рыжая - вступили в борьбу с самим дьяволом, с Мужчиной, который весь есть Насилие и Зло. И это Зло заложило свои семена в невинных - в детей, но один такой ребенок вырос и выплюнул ядовитое семя прямо в лицо Злу. Чары разрушились и свободные и счастливые женщины (не без помощи волшебницы-психотерапевта) со своим спасенными детьми вдохнули свежий воздух на берегу открывшегося им бескрайнего океана. А другие мужчины, в которых не было Зла, а только ошибки, слабости и заблуждения, были прощены.
Потому что мужчины в целом не такие плохие существа, да и за стенами аккуратных домиков с полисадниками всегда бурлят нешуточные страсти, как в пасторальных "Мидсоммерских убийствах", где причиной этих самых убийств становились занятия самые невинные - пение в хоре, наблюдение за птицами, выращивание роз или каких-нибудь тыкв. Но это, скорей, британская экзотика, а вот интриги и военные конфликты вокруг школьного родительского комитета и его инициатив - область, понятная, наверное, почти в любой цивилизованной стране. Это такой микро-Вестерос, мама не горюй. Особенно, если школа престижная, родители состоятельные, а дети - их основной актив на местном рынке тщеславия.

За кадром же развивается другая драма. Актрисы, чьё место в кинематографе заняли молодые синелицые мутантки и киборги, решили спешно мигрировать на территорию, где еще востребована актерская игра, а не только физические кондиции, выгодно подчеркиваемые псевдоголым костюмом. Поэтому Риз Уизерспун и Николь Кидман выступили в качестве продюсеров, обеспечив себе главные роли. Уизерспун явно лидировала на протяжении почти всего сериала, но к финалу и Кидман разошлась и дала-таки драму, хотя половину времени и проходила с замерзшим лицом. Заодно и показала, что в принципе она тоже могла бы носить обтягивающий комбинезон киборга или мутантки.

Если Уизерспун досталась роль более яркая и динамичная, этакой неуёмной мамаши с обостренным чувством справедливости, то Кидман перепал более сложный психологический конфликт. Я об осознании, что на самом деле происходит между ней и мужем. Проще говоря, она долго считала, что "бьет - значит, любит", что это просто у них такая страстная сексуальная жизнь, пока не поняла, что он просто любит бить. И эта единственная его страсть связывает его с ней. И еще дети, потому что это его собственность и повод держать её в узде. Он бы бил и насиловал кого-нибудь другого, что он и делал, когда была такая возможность раньше, но бить законную жену гораздо удобней. И единственный выход из этой ситуации это не давать отпор, а просто убрать из своей жизни человека, который хочет только одного - причинять страдания. Ничего другого он не умеет, в этом смысл его жизни, его предназначение. Он будет унижаться, просить прощения, раскаиваться, но всё это только для того, чтобы не лишиться доступа в этот свой маленький магазинчик удовольствий.

В сериале немало и других интересных для разбора психологических коллизий (например, история с продажей девственности), но всё же неумолимая надвигающаяся очевидность темы и уж совсем какой-то слащавый пляжный финал, этакое всеобщее примирение в мире без мужчин, делает "Большую маленькую ложь" плоским и спекулятивным. Были сериалы, где та же тема была решена и потоньше, хотя без голливудских звезд. Которые, кстати, не так уж и выигрывают у телевизионных актрис.