| 2:03p |
"Человек после войны" Дудя Юрий Дудь выпустил еще один документальный фильм, на этот раз его героем стал один из солдат чеченской войны, которого зрители опознали в съемке Шевчука, Дудь съездил в Калининград, привез туда Шевчука и снял получасовую историю про этого человека Олега Ситникова.
Мне очень нравится, что Дудь отдельно и в описании, и в фильме подчеркнул, что по легенде, именно - по легенде, из тех солдат из переклички выжил только один. Соблазн драматизировать эти кадры велик, и многие зрители тогда под интервью Шевчука уцепились за это "только один", но Дудь постарался сохранить объективность - мы не знаем, один или несколько. В конце концов, события сами по себе настолько трагичны, что нет никакой надобности их искусственно усугублять.
И я абсолютно солидарна с ним в его призыве не сдавать деньги кому попало по первому порыву, а помочь тем, кто рядом и кого вы знаете. Тем более, что его группа Ситникову уже помогла - у него есть новая машина взамен его ржавого Гольфа. Я не говорю уже о том, что сам фильм - это важное и хорошее дело по многим причинам.
При том, что он мне не понравился.
Тут у части галактеко случится когнитивный диссонанс. Потому что есть множество людей, у которых в жизни есть две оценки - хорошо или плохо - и они стараются отсортировать всё крупными партиями в одну или другую сторону. У меня немного иная система оценок. Например, мне нравится весь проект Дудя в целом, мне нравится, как он работает, хотя не нравятся отдельные интервью и их герои. С актером Петровым был очень неудачный выпуск, там даже писать было нечего.
Так вот сам фильм, к сожалению, композиционно и стилистически развалился на три отдельных части, хотя очевидно начальная идея была как раз собрать его из этих частей в единое целое.
Первая история - это воспоминания о чеченской войне, о том, что видит реальный человек, столкнувшийся с войной лицом к лицу, а не с дивана через телевизор. Кстати, "магия" Шевчука тут не сработала, как он не пытался её включить и настроить Ситникова на свою волну.
Вторая - это высказывание самого Дудя через героев. Это когда он их спрашивает про отношение к войне в целом и наклейках "можем повторить". Я абсолютно разделяю его точку зрения - что эти люди с наклейками собрались повторять? Смерть? Ужас? Разрушенные жизни? Но сам этот кусок получился очень нарочитым и вставным.
И третья история о спорте. Самая лучшая, она могла быть тем стрежнем, который связал бы весь фильм, но она тоже получилась отдельной, хотя её поставили таким драматическим финалом, как историю о преодолении и поиске цели в жизни. Видимо, когда группа Дудя собиралась в поездку, у них был сценарий (у документальных фильмов есть сценарий, если вдруг для кого-то это открытие), а на месте открылся этот сюжет про спорт. И это была огромная удача, но когда они монтировали готовый материал, то следовали начальному плану, а этот кусок попробовали подверстать уже к первичной идее, и это не очень хорошо вышло, хотя эмоционально он самый сильный, и кадры, когда Ситников, изломанный жизнью, не очень молодой человек, идет к стадиону тягать штангу или когда он выходит с другими штангистами, а они все младше его, производят наибольшее впечатление. Вот тут картинка лучше тысячи слов.
В целом же Дудь, как я уже сказала выше, молодец, кино очень нужное для определенной, и очень большой, части аудитории. И особенно после той пост-новогодней вакханалии, которую устроили его менее успешные коллеги. Я с трудом удержала себя от возмущенного поста, особенно после стыдного текста Кашина по случаю избрания Дудя журналистом года. И хорошо, что сдержалась. Потому что Дудь этим фильмом ответил им всем - и тем, кто называл его "всего лишь шоуменом", и "блогером", и "Урмасом Оттом". В чужой защите он не нуждается, он всё делает сам и гораздо лучше, чем сделали бы другие.
В комментах под видео его начинают укорять, что он не так одет и не так сидит, и требуют, чтобы он "проявил уважение", под которым подразумевается заискивание и расшаркивание перед собеседником. Он правильно одет и правильно сидит. Потому что он представитель своего поколения, и он приходит таким, какой он есть, к людям другого поколения, из другой жизни, и находит с ними общий язык. И его кеды, майки и айфон и создают отчасти тот эффект правдивости происходящего.
Так что снимайте, Юра, снимайте. Меня, как олдстершу и зрительницу, ваши кеды и айфон нисколько не раздражают. |