Veronica Mars - 4-й сезон Возобновление сериала спустя 15 лет после первого, и лучшего, сезона, и спустя 13 лет после третьего - как показывает опыт, дело рискованное, если не безнадежное. Тем более, что фильм-продолжение 2014 года особо не оправдал ожиданий, кроме приятного чувства, что теперь благодаря нам, фэнам (я участвовала в краудфандинге), есть еще и кино.
Тем не менее, Робу Томасу удалось войти в одну и ту же воду, пусть без прежнего эмоционального задора, но всё же сделать смотрибельный сезон, не построенный на одной только ностальгии и подмигиваниях фэндому. Правда, прежняя нуарная горечь вернулась только трагическом (и мелодраматическом, опять клише еще со времен "Крёстного отца") финале.
Вероника Марс еще во времена фильма, пять лет назад, вернулась в родной Нептун и решила там остаться ради отца, вставшего на путь исправления Логана и справедливости. А тут как раз очередное громкое дело, даже серия дел, и агентство "Mars Investigations" берется за расследование.
В отличие от старых сезонов, в этом нет преступления недели, а есть только одна большая арка. Вдвое увеличился хронометраж в расчете на уже взрослую аудиторию, но зато всего 8 серий. Хулу выдал денег на звезд - Пэттона Освалта и Джей Кей Симмонса, вступительную песню "We used to be friends" перепела Крисси Хайнд. А Роб Томас позвал всю свою актерскую команду, которая кочует за ним из сериала в сериал, чтобы мы чувствовали себя уютно - ведь Нептун как Санта-Барбара, мы здесь всех знаем.

Другое дело, что старым знакомым не нашлось значимого места в сюжете. Понятно, что друзья и одноклассники выросли, им уже за тридцать. Уоллас обзавелся семьей, Вивил (в русском переводе, кажется, он был "Слоник", weevil - букв. долгоносик) опять отбился от рук, Лео стал фебеэровцом, Логан теперь морской офицер и вечно в "командировках". Собственно, отношения с Логаном и были главной причиной, по которой фэндом так жаждал продолжения. Из всех бойфрендов Вероники он был фаворитом, и когда в третьем сезоне его списали с любовного корабля, большинство фанатов было в бешенстве.
Весь нынешний сезон Логан носит скорей декоративную функцию - ходит без рубашки, ведет себя как мужчина мечты - добр, заботлив, терпелив, и еще и регулярно отсутствует. Всё это для того, чтобы в конце он, не персонаж, а скорей функция и символ невозможного счастья, сыграл свою ключевую роль в истории.
Интрига же держалась вовсе не на детективном расследовании (после первого сезона оно уже не имело особого значения), а на том, выйдет ли Вероника замуж. Особенно если помнить, что всё вообще началось со слов "Я никогда не выйду замуж". Когда-то она спрашивала Логана, будут ли их отношения хоть когда-нибудь нормальными, подразумевая под этим, что она будет заниматься своей работой, а он - ни во что не вмешиваться и просто ждать дома. Теперь отношения такие и есть. Как мечтала она, как мечтали фэны. Роб Томас подыграл им, чтобы разрушить в финале идиллию до основания.
"Вероника Марс" никогда не была сериалом про счастливый конец, хотя дела были раскрыты, а плохие люди в большинстве своем наказаны. Но никогда сезон не заканчивался трагедией. Даже когда в конце третьего сезона Вероника поссорилась с отцом и уехала, казалось, навсегда. Кит Марс был единственным человеком, кому она доверяла и кто заставлял её примириться с несовершенством мира. Ссора с отцом была равносильна концу света. Потеря последней опоры. И Роб Томас развил из этого интригу в этот раз - у Кита Марса проблемы со здоровьем и, возможно, он вынужден будет оставить работу, а то и хуже - его ждет деменция.
Но это была обманка.
Что особенно обидно, что Роб Томас объяснил такой ход событий не логикой персонажей или сюжета, а исключительно перспективами продолжения сериала. Чтобы развивать историю дальше, Вероника должна остаться одна и она должна быть свободна от личных связей. Иначе сценаристам придется топтаться на месте.
В этом есть грустная ирония. Как в вымысле, так и в жизни, если человек вообще, а женщина особенно, посвящает себя делу, то пустить корни и обзавестись семьей уже не очень получается. Во всяком случае, это сразу "неинтересная история", или интересная для ситкома "Malcolm In The Middle".
Два главных феминстских сериала рубежа нулевых - "Баффи" и "Вероника Марс" (ну и "Секс и город", конечно), во времена, когда фемвысказывание еще не было таким прямолинейно-пропагандистским (кроме 7-го сезона "Баффи"), вывели похожих героинь. Не потому, что они блондинки. Обе вели войну со злом, у обеих была богатая личная жизнь, но обе понимали, что "никогда не выйдут замуж". Баффи смотрела на будущее более оптимистично, она говорила, что просто она еще не готова, её время еще не пришло, поэтому отношения складываются сикось-накось. Вероника наоборот сразу сказала "нет". А когда она сказала "да", сценарный отдел ответил "а вот фигушки". Иначе зрителям будет не интересно смотреть на тебя дальше.
Как вы поняли, финал нового сезона оказался важнее всей интриги.