The Movies (CNN) - 6-я серия И последняя серия, в которую впихнули три десятилетия американского кинематографа - от начала звуковой эры в 1927-м и до конца пятидесятых. Честно говоря, Золотая эпоха достойна более внимательного отношения и детального рассмотрения, но что сделали, то сделали.
Итак, кино заговорило, студии быстро пересчитали своих звёзд, и кто не мог по разным причинам сниматься в talkies, были списаны в утиль. В общем, всё, что через 20 лет было показано в "Поющих под дождем", соответствует действительности. В конце концов, великая молчальница Грета Гарбо заговорила.
Студии тогда делили рынок очень конкретно. У MGM были звезды первой величины - Гарбо, Спенсер Трейси, Кларк Гейбл, они играли красивую жизнь. Universal были бедные, у них с трудом хватало денег на фильмы, но уже не хватало на звезд. Тогда они стали снимать хорроры и звёзды выросли сами - "Дракула" с Лугоси, "Франкенштейн" с Борисом Карловым, "Человек-волк" с Лоном Чейни-мл. Юниверсал была нишевая студия вроде нынешнего Азилума, специализировавшаяся на монстрах. А уж когда к ним пришел Селзник и предложил делать "Кинг-Конга"...
Ворнер Брос развлекали публику мюзиклами Базби Бёркли - этакими грандиозными калейдоскопами из легко одетых девиц, произведших сильное впечатление на нашего Александрова, как я понимаю.
На дворе стояла, как зловещая ёлка, Великая Депрессия, и кино было единственной безопасной формой побега от реальности. Жанровый кинематограф процветал: комедии братьев Маркс, Фред Астер и Джинджер Роджерс, анимация Уолта Диснея. Анимационные фильмы показывали между "фичами", система проката тогда была другой - кино показывали блоками с новостями и мультфильмами. Дисней выпустил полнометражную по тем временам "Белоснежку и семь гномов" в 37-м году, и тем произвел революцию. Никому в голову не приходило, что анимация может быть полноценным жанром.
Но не все жанры были одинаково "близки народу". Христианские и просто общественные организации выступили против засилья вульгарщины (Мэй Вест) и насилия (гангстерские фильмы) на экране. Былвведен кодекс Хейса. И индустрия развернулась в сторону screwball comedy - сумасбродной или в русском - эксцентричной комедии. Это была комедия, построенная на остроумии: со скорострельными словесными пикировками и нелепыми, а то и абсурдными ситуациями, в которые попадали симпатичные, несколько взбалмошные персонажи. "Это случилось однажды ночью", "Мой слуга Годфри", "Ужасная правда", "Его девушка Пятница" (Пятница - это в робинзоновском смысле - помощница, как у Тони Старка), "Воспитание Крошки", ну и в конце концов, "Филадельфийская история".
Несмотря на весь сексизм, Голливудом правили женщины, потому что в кино ходили тоже в большинстве своем женщины. Актрисы получали в разы больше своих коллег-мужчин. Кстати, среди сценаристов тоже было много женщин и они писали не только романтические комедии.
Лицом 30-40-х назвали Бетти Дэвис, как Мэрил Стрип довоенной эпохи. Дэвис не была строго говоря красавицей и она не боялась играть плохих героинь. Десять раз номинировалась на Оскар, как лучшая актриса, и дважды его выиграла.
39-й год стал рекордным по количеству знаковых фильмов. "Волшебник страны Оз" с Джуди Гарленд, "Дилижанс" Джона Форда, "Мистер Смит едет в Вашингтон" Капры, "Ниночка" Любича (они говорят "НинОтчка"), и, в конце концов, "Унесенные ветром" - первый масштабный, всеамериканский эпик.
Режиссеры 40-х: Престон Стёрджес, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс. "Гражданин Кейн".
Ну и конечно Капра, Форд, Хьюстон, Вайлер.
Главным военным фильмом назвали "Касабланку", упомянув всякое военно-патриотическое кино. Странно, что не назвали ничего из развлекательного, вроде "Серенады Солнечной долины", ведь это был целый пласт военного времени.
И сразу послевоенное - "Эта прекрасная жизнь" Капры.
А вообще если 30-е - это годы мюзиклов и беспечных комедий, 40-е - время нуара. "Мальтийский сокол", "Двойная страховка" Билли Вайлдера, "Лора" Отто Преминджера и так далее. С этим мрачноватым настроем мы входим в 50-е: "Бульвар Сансет" и "Всё о Еве".
И дальше они повторяются и говорят то же, что уже было в серии о 60-х: наступление телевидения и переход студий на производство невообразимых блокбастеров, правда, не столько исторических, сколько на библейские темы. Сплошные заповеди господни и Бен Гур.
И снова мюзиклы: "Поющие под дождем", фильмы Винсента Минелли, "Звезда родилась" Кьюкора.
Но в это же время во всю распускается антисоветская паранойя: "русских хакеров" ищут в Голливуде, составляются черные списки, понеслось "вонизпрофессии", маккартизм, комитет по расследованию антиамериканской деятельности. Страх перед советской угрозой нашел своё выражение через фильмы о вторжении инопланетян, а перед атомным оружием - через многочисленных гигантских пауков и богомолов, пока японцы не подсказали Годзиллу.
По другую сторону уже появились ростки новой драмы, на смену пришли актеры новой школы, люди Метода, то бишь системы Станиславского: Марлон Брандо, Джеймс Дин. В связи с Актерской студией сюда же вписали и Мэрилин Монро. Ну и как икону среди икон.
И закончили оммажем Джону Форду и Альфреду Хичкоку.