Watchmen (2019) - 1-я серия - рекап Что нужно первым делом сказать о новых "Хранителях", шоураннер здесь Дэймон Линделоф, и хотя Семён Слепаков считает, что имён шоураннеров никто не знает, но мы знаем, потому что это "Lost" и "Leftovers". Линделоф мастер таинственного и недосказанного, а главное, умеет создавать реалистичные миры, где действуют другие правила без объяснений, почему они такие.
Во-вторых, сериал не является экранизацией комикса, действие только вписано в ту же вселенную. И мне кажется, ровно по тем же причинам, по которым "Джокер" формально существует во Вселенной DC. Чтобы был повод поговорить о другом, а зритель бы всё равно посмотрел. С первых кадров после пролога визуально, явно и не очень, нам подсказывают, что не бойтесь, это всё про "Хранителей", в первую очередь за счет фирменного цвета в кадре, а уж потом благодаря аллюзиям и пасхалкам.
Но вернёмся к прологу, который отсылает к расовому бунту в Талсе в 1921 году (запрос в Гугле сразу стал популярным). Чудом выживший черный мальчик остается один в поле с младенцем, завернутым в американский флаг, на руках.
Спустя сто лет альтернативной истории, Никсона, увеличившего срок президентства, как это известно из комикса, сменил Форд, а затем актёр Роберт Редфорд. Вьетнамская война была выиграна еще при Комедианте и Докторе Манхэттэне в 70-е, Вьетнам стал одним из штатов США, и, видимо, не только он, судя по изменению флага.
События 80-х, описанные в "Хранителях", тоже оставили заметный след. Со времен пришествия гигантского кальмара регулярно дождит мелкими кальмарчиками, а дети изучают их в школе.
Президент Редфорд, по всей видимости, является противоположностью консервативному Рейгану. Он выплатил компенсации черному населению, как я поняла, те самые redfordations, о которых говорит мальчик в школе. Чёрные составляют если не большинство, то явно преобладают в среднем классе. Нищий трейлер-парк населен в основном белыми. В театре идет мюзикл "Оклахома!", где роли белых ковбоев играют черные актеры (культурная апроприация), состав публики в зале тоже соответствующий.
Герои в масках, бывшие вне закона во времена правления Никсона (Акт Кина 77-го года), опять легализованы, первые Хранители, Минитмены (любопытные
исторические корни названия), объявлены героями, нынешние служат в полиции детективами, с той только разницей, что теперь все полицейские скрывают своё лицо под форменными масками всё того же тревожного желтого цвета, как скрывают и сам факт службы. В качестве полицейского значка у них маршальская звезда, которая отсылает к вигиланту Бассу Ривзу, Черному Маршалу Оклахомы, фильм о котором смотрел мальчик в горящей Талсе 21-го года.
Они не могут применять оружие по своему усмотрению, а должны запрашивать его разблокирование согласно кодексу.
Дневник Роршаха дошел до читателей и стал основой для белого ультраправого движения Seventh Каvalry - Седьмая Кавалерия, как пояснили в комментариях, это историческая отсылка времен войн с индейцами. Кавалеристы носят самодельные маски Роршаха, и их преследуют за террористическую деятельность. Три года назад они были загнаны в глухое подполье и не высовывались, а теперь снова дали о себе знать.
События начинаются с нападения на полицейского и заявления кавалеристов о грядущей масштабной акции. Полицейские силы мобилизованы. Детектив Анджела Эйбар, в миру владелица пекарни, вышедшая на пенсию после службы в полиции, замужняя с приёмными белыми детьми, на деле героиня в маске под именем Сестра Ночь, притаскивает на допрос подозреваемого в связях с Кавалерией. Вероятно, террор в отношении полицейских начался не так давно, поскольку прошлая служба в полиции не скрывается.
След приводит на ранчо, где разыгрывается перестрелка, фанаты Роршаха уходят от преследования, а задержанный успевает проглотить таблетку с ядом. В ходе побоища сбит полицейский летающий аппарат, доставшийся в наследство от Совы из "Хранителей", но в нём никто не пострадал.
Спустя некоторое время начальника полиции Талсы Джадда Крофорда выманивают из дома и похищают. Анджеле звонит неизвестный и называет место, куда она должна приехать. Там она обнаруживает повешенного на дереве Крофорда и сидящего рядом старика в инвалидном кресле, которого уже видела раньше рядом с пекарней. По записке, которую он держит в руке, понятно, что это тот самый мальчик, уцелевший в Талсе 100 лет назад. Капля крови на маршальской звезде отсылает к иконическому образу из комикса. За кадром звучит песня из "Оклахомы" "Pore Jud Is Daid".
Пропустив персонажей, о которых слишком мало пока известно, чтобы о чем-то рассуждать, перейдём лучше к тому, что в этот раз насочинял Линделоф. Очевидно, что сквозь дистопию проступает остросоциальный памфлет на актуальную для Штатов тему противостояния ультраправых и либералов, а заодно и расизма, который в этом сезоне отодвинул фемповестку на второй план, как было заметно по документалке The Movies. Для американского зрителя контекст, наверное, считывается с первого взгляда. Интересно ли это нам? Думаю, да, поскольку Трампом нас пичкают чуть меньше, чем Сирией и Украиной, и для понимания, что в Америке думают о ситуации, как они её представляют, сериал, конечно, стоит смотреть, тем более, что Линделоф не однозначен, и не работает в жанре методички, и его угол зрения часто неожиданный. Ну и действие тут динамичное. Как всегда, посмотрим, как дело пойдет дальше. Главное, чтобы он не перемудрил, как с ним случалось.