"Просто представь, что мы знаем" - 1-й сезон В лице Романа Волобуева мы потеряли очень хорошего кинокритика, но не приобрели хорошего режиссера, зато получили плохого сценариста. Коллеги "из уважения к Роману Олеговичу" не рискуют ругать его детища, но я бывший читатель и нынешний зритель, обойдусь без приседаний. Мой кредит доверия был исчерпан.
"ППЧМЗ" выглядит, как заключительная часть трилогии, начатой "Духлесс-2" Идова и "Спящими" Минаева, что, наверное, обидно для всех троих. Действие происходит в той же "вселенной Марвел" - инстаграмной Москве, пропущенной через фильтры, с открыточными видами Москва-Сити, обитатели которой живут исключительно в дизайнерских интерьерах. Город высокой визуальной культуры быта, слава Собянину. Денег и внятной работы ни у кого нет, но машины, айфоны и модная одежда есть, как есть деньги на клубы, минеральную воду по 800 рублей и наркотики. Хотя это как раз реальная особенность столичной жизни - существование непонятно на что. Равно как и непонятно, зачем. Но этих бессмысленных людей заботят судьбы Родины, ну или прессы и бизнеса, как частность. И во всех трех случаях силовики оказываются той силой, что вечно хочет зла, но совершает какое-нибудь мелкое благо.

Завиральный сюжет усыпан актуалочкой, что, по мнению авторов, должно вызывать узнавание, которое заставит принять неправдоподобные, а главное, неубедительные конструкции. Пасхальные яйца с гулким стуком валятся на головы зрителей, только успевай уворачиваться, а в кадре мелькают лица "родственников и знакомых Кролика".
Надо сказать, что у Минаева эти намеки, аллюзии и параллели имели смысл, поскольку "Спящие" были этаким сатирическим памфлетом. В остальных случаях это просто послание не попавшим на съемки знакомым "Смотрите, как мы классно время провели". Ставьте лайки.
Но есть, конечно, и принципиальные отличия. Во-первых, в "ППЧМЗ" не использовали голубой фильтр, а дали рёфновского неона со слабым отсветом Бенуа Деби. Во-вторых, сменили концепцию актуалочки. Теперь с её помощью все косплеят всех.
Три героини, девушки гламурные, Мамбетова, Громова и Погорелова, ведут популярный, но неприбыльный телеграм-канал "ППЧМЗ", с офисом на задворках нарядного, как с фотосета Афиши, стрип-клуба, мол, представительницы древнейших профессий всегда держатся рядом.
Только это не условный "Антиглянец", а "МЭШ" в костюме "Антиглянца", поскольку это таблоид со скандалами-интригами, девицы (во всяком случае, Мамбетова) прошли школу "Лайф Ньюс", где научились звонить в больницы и морги, представляясь сотрудницами прокуратуры, но не научились работать с фактурой. Они и сейчас в некоторой зависимости от сериального "Арамашотыча", Папы. Но только Папа по ряду признаков скорей смахивает на Тимофеевского. Впрочем, отдельный "Тимофеевский" тоже есть - это герой Виторгана, хотя это такие шутки для своих, что в точности не угадаешь, кто кого косплеит.
Валькирии смартфона по ошибке хоронят в прошлом известного журналиста, съехавшего в Лондон "на содержание жены" после покушения. Можно подумать, что это Кашин - вот покушение, вот Лондон, вот "футболки Юникло", вот жена, в конце концов. Но на этом сходство заканчивается (настоящий Кашин у них по сюжету жив и уволен с Дождя), а проступает альтер эго самого Романа Волобуева, вспомнившего юность в отделе расследований "Общей газеты". Теперь он, надев кашинскую кофту, менторским тоном объясняет "тёлочкам", как работала журналистика, "когда деревья были большими", вскорости переходя от азов профессии к азам бизнеса - как деньги зарабатываются, ну или проще - где берутся.
Его жена Катя, внешне похожая на бывшую жену Романа Волобуева и по совместительству художника-постановщика сериала Екатерину Щеглову, промежуточное звено между Нютой Федермессер и Натальей Водяновой: занимается благотворительностью - спасает больных то ли детей, то ли пингвинов, на что и содержит всю лондонскую семью. И это единственный действительно остроумный поворот в сериале.

Теперь о самих "тёлочках", вечных музах Романа Волобуева, от Гай Германики времен разбитых коленок, Устиновой и Чиповской до дерзкой Люси Штейн (её продакт-плейсмент можно заметить). Проще говоря, he's got a type в духе ангелов смерти Хармони Корина из "Spring Breakers". Девушки в главных ролях симпатичные, но играют плохо. Что немудрено при таких диалогах, но есть еще одна проблема - две героини, Мамбетова (Анфиса Черных) и Громова (Рина Гришина), одинаковы по характеру. Крикливы, резки, циничны, мужиков презирают, коня на скаку в горящую избу, которую сами же и подожгли... Можно поменять их местами и ничего не изменится. Третья, Погорелова (Катя Федина), с безусловно выразительной фактурой, которую использовали странным образом - она последовательно косплеит Алабаму Херли из True Romance, певицу Монеточку и Нику Водвуд. А еще у неё журналистские идеалы, только она писать не умеет, как оказалось. Исходный материал таков, что я не могу винить актрис.
В целом запомнился только Александр Голубков в роли депутата какой-то из Дум, да и то он не столько сыграл характер, сколько просто не фальшивил, и у него всего одна маленькая сцена.
Но есть беда посерьезней. Досмотрев четвертую серию, я стала искать следующую, а её нет, и, оказывается, быть не должно. Пришлось пересмотреть четвертую еще раз, чтобы понять, чем дело кончилось, в чем финал-то, где он. Проще говоря, главную интригу так замылили, переведя на язык плохо распознаваемых намеков, или они просто потерялись в куче других, что твист не считался. И даже потом, оглядываясь назад, восприятие не меняется. Никакого "ах вот же как всё это надо было понимать" не возникает.
Ну что сказать хорошего... Я посмотрела без напряжения, хотя с раздражением. Поняла, что люди, проработавшие в медиа, предпочитают сочинять фальшивый, избыточно дьявольский мир, чтобы не думать о том, в чем реально пришлось вариться - в мелком болотце с редакционными интригами, джинсой, офисным промискуитетом и вечным выбиванием денег. Краешек этой реальности в сериале всё же мелькает - это несчастный Козлов, которому никогда не платят и презирают, хотя он единственный делает реальную работу.
ПыСы. Продакт-плейсмент "Последнего министра" в духе ранних фильмов Бекмамбетова - смешно. Очаровательный следователь СК - еще смешнее.