El Cascabel (1976) Acerca de la pelicula mexicana por Raul Araiza, "El Cascabel" (1976) donde se trata el problema indígena de Mexico, los cuestiones agrarias de la Selva Lacandona y mismos lacandones.
ГРЕМУЧАЯ ЗМЕЯ (фильм Рауля Араиса, 1976 г.).
С этим фильмом мне не повезло. Мне его подарили в Чиапасе, я привезла его домой и мой проигрыватель не захотел иметь дело с диском, а компьютер его сердито выплевывал. Я продолжала попытки в течение года, и однажды получилось. С того случая не прошло и полутора лет, как я еще раз пересмотрела этот фильм (опять после борьбы с техникой), и наконец смогла сконцентрироваться. Безусловно, второй просмотр мне дал гораздо больше, чем первый.
Я запишу только основные пункты, которые я законспектировала для себя - для дальнейшей обработки.
1). Фильм рассказывает о попытке создания документального фильма в семидесятых годах прошлого века, когда в Мексике произошли аграрные реформы, одним следствием которых явился знаменитый законодательный акт тогдашнего президента Луиса Эчеверрия, каковым огромная часть Лакандонской сельвы (знаменитого ливневого леса) была подарена индейцам лакандонам, которые являлись далеко не самыми единственными насельниками сельвы. Этот исключительный дар и явился источником большинства последующих проблем в сельве.
2). По фильму, режиссер, который согласился снимать фильм по заказу госструктур (а именно президента и его окружения), не захотел понять идею самого "заказа" - что надо было показать потемкинскую деревню в мексиканском стиле о том, как внимательно государство относится к индейцам и как правительство постепенно решает проблемы. Вместо этого, режиссер Альфредо Кастро своим документальным фильмом, где происходили многочисленные интервью с профессионалами и людьми улицы - выявил глубокие разногласия мексиканского общества, в частности недоверие к правительству (коррупция) и безразличие к индейской проблеме.
3). Госструктура просматривает отснятый материал, и отстраняет режиссера от дальнейшей работы. В это время режиссер Кастро находится в Лаканхе, где живет у лакандонов, с которыми подружился. В ночь, когда жена одного из лакандонов рожает, Кастро полный переживаний после неудачи, ложится на земляном полу хижины отдохнуть, к нему заползает змея - и несмотря на все попытки окружающих индейцев и не-индейцев помочь, змея кусает бедного Кастро и он умирает.
4). Моменты, представляющие мой личный интерес:
- сцена продажи мешка кукурузы индейцем местному торгашу. Индеец просил 300 песо, а торгаш дал 35. Глаза индейца даны крупным планом два раза. Я не могла смотреть - у меня стало громко болеть сердце. Индейцу было лет сорок, щуплый человек в черном хоронго, цельталь. Это невозможно смотреть. Я не могу видеть, когда индейцев обижают - какими бы типажами ни были эти самые индейцы.
- торгаш по своему рассматривает справедливость существующей системы. Он говорит, что вот мол, сюда приезжают всякие-разные инженеры, археологи, чиновники, паркуют здесь свои фольксвагены, чего-то снимают, что-то делают - и никогда не возвращаются с изученным или отснятым материалом к тем самым индейцам, которые послужили для них объектом манипуляций.
В конце концов, говорит торгаш - son una mafia de rateros, то бишь, и чиновники и ученые - одна банда.
Не могу не согласиться с этой точкой зрения, хотя она несколько резко выражена. Да - это точно, ученые приезжают, делают материал, а потом продают его нам на зарегистрированных сайтах, которые мы не можем оплачивать. Бесплатный материал, пардон, появляется только когда ему стукнет лет двадцать-тридцать, то есть когда он морально устареет. Ученые, надо сказать, зарабатывают не хуже чем эти самые торгаши - покупают за 35 песо, а потом нам продают за 300.
- Индейцы и тогда были сторонниками PRI
- Леон Портилья сказал, что в ЛА существуют две концепции землепользования - одна коллективная (до Конкисты), и впоследствии - коммерческая. Коллизия между этими двумя концепциями и есть основной источник проблем в Лакандонской сельве.
- Некоторые интервьюируемые подчеркнули, что индейцы-лакандоны НЕ ГОТОВЫ управлять землей, ибо они буквально не знают как это делать - они неграмотны, необразованы, и что самое главное - не имеют стремления управлять землей. Вместо грамотного вложения денег, они покупают себе дорогие часы за 7 тысяч долларов и летают на самолетах из сельвы до Сан-Кристобаля.
- Политик говорит о том, что индейцы, получившие землю, не являются и в ближайшем будущем не будут латифундистами - такими как семейство Криль или семейство Террасас в Чиуауа. И вообще, лакандонов можно показывать в зоопарке - там им самое место, там они будут выглядеть уместней. (Ей-богу, этот фильм был снят задолго до эпохи политкорректности).
- теневыми владельцами сельвы являлись Смит, Хартман, Габусио, Шиндлер.
- сельва не является пригодной для земледелия - там слишком тонкий слой почвы, под которым юрская глина.
- варварский метод ведения земледелия, описанный в фильме - подсечно-огневое земледелие - существует до сих пор. Только теперь, в наше время, в таком виде земледелия обвиняют других индейцев - тохолабалей и чолей, некоторые из которых являются сапатистами. Эти обвинения в варварском земледелии весьма к месту, когда очередная община выселяется с "захваченной" земли.
- богатый ранчеро нанимает индейцев за 5 (!!) песо в день, и говорит что это нормально - а что, они ведь индейцы, они вообще такие все закрытые, необщительные и вообще. Режиссер фильма показывает немую сцену - как ученый с черной бородой и в очках слушает этого ранчеро, который не лишен определенного очарования "человека с земли".
- одна из фраз фильма, сказанная местным жителем Сан-Кристобаля - "справедливость за деньги не купишь, за деньги покупается лишь несправедливость".
- Сан-Кристобаль выглядел совсем по-другому: колониально и не цивильно. Впрочем, в нем и тогда было свое очарование!
Никаких картинок из фильма настричь не могу, ибо дисковод этот диск не берет.
(а между прочим, я так и не поблагодарила донью за этот подарок, который она мне сделала...)