Дом ФедороваСлучай, замечу, уникальный. Офицер 16-го гренадерского Мингрельского полка был награжден Георгием 4-й степени в мирное время - в 1912 году. Согласно официальной формулировке -
12 ноября 1912 г.– за выдающееся мужество, храбрость и самоотвержение, выказанные им 8-го Декабря 1911 года, в гор. Тавризе, когда он, будучи с двадцатью шестью нижними чинами окружен многочисленным скопищем хорошо вооруженных персов и фидаев, несмотря на полученную им тяжелую рану и потерю убитыми и ранеными 19 человек из своей команды, отверг двукратное предложение о сдаче и, доблестно выдержав бой с утра до ночи, присоединился к своей части.Дело в том, что в Персии в начале века постоянно находились русские части - регулярно вступавшие в стычки с местными бандитами - фидаями. Но до подобного нижеописанному дело не доходило. Приводя кусок из репортажа корреспондента "Нового времени" Владимира Шуфа, следует заметить, что эпизод вполне заслуживает экранизации.
...В Тавризе я видел дом Федорова, как его здесь называют. Это небольшой караван-сарай близ старого базара. Перед ним пролегает довольно широкая улица. С улицы во двор дома идет под воротами крытая галерея, по обоим сторонам которой расположены клетушки-сараи для склада товара. Двери клетушек разбиты в щепы, стены закопчены огнем и дымом недавнего пожара. Всюду следы пуль. В одной клетушке проломан потолок, лежат клочки полусгоревшего сена и обуглившиеся балки. Здесь было последнее убежище Н.И. Федорова и его солдат. Место до сих пор сохраняет следы разрушения, но скоро от караван-сарая не останется камня на камне: его собираются взорвать, как все дома фидаев в Тавризе.
- Удивительно не повезло штабс-капитану Федорову! - сказал мне доктор Головачев, - он получил тяжелую рану в ту же ногу, в которую был уже ранен в бою на Шахэ.
- Разве он был в Манчжурии?
- Да, в Орловском полку.
( Читать далее )