03 December 2005 @ 01:28 am
Заказной пост №4  
For [info]iv6@lj

Боевой путь Сергея Сергеича Скалозуба.
Итак, что мы знаем про Скалозуба?
Начнем с исходных данных - место и время действия. Соответственно, Москва и 1821-22 годы (учитывая то, что Горе от Ума написано в 1822-24). На этот момент С.С.Скалозуб - полковник "и метит в генералы".
Какая есть информация о его службе?
"В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом."

" За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею."

" Бывает, моего счастливее везет.
У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале."

" Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили."

" Нет-с, старее меня по корпусу найдутся,
Я с восемьсот девятого служу"

"А в первой армии когда отстали? в чем?
Все так прилажено, и тальи все так узки"

"Хлестова (сидя)
Вы прежде были здесь... в полку... в том... в гренадерском?

Скалозуб (басом)
В его высочества, хотите вы сказать,
Ново-землянском мушкетерском. "


Итак, исходных данных вполне достаточно.
В 1809 году поступил на службу.
В 1813 - в заграничном походе - служит в 30-м егерском полку, а затем - в 45-м егерском.
На начало 20-х - служит в 15-й пехотной дивизии, действительно входившей в состав 1-й армии.

Восстанавливаем хронологию.
1809 год. Юнкер. 18 лет. Новоземлянский мушкетерский. Скалозуб смешивает старое - до 1810 года наименование "мушкетерский" и Шефство полка, в названии появившееся лишь после 1814 года. Вероятно, имеется в виду Калужский мушкетерский полк, с 1818 - Пехотный Его Высочества Принца Вильгельма Прусского.
1810 год. Прапорщик. 19 лет.
3 августа - это не мифический "армейский смотр" в 1813 году. Для того, чтобы получить "на шею" - то есть Анну 2-й степени, Скалозуб должен был быть - опять же как минимум майором. А скачок за три года на пять чинов просто нереален. Да и "с бантом" за смотры не давали :) Так что об ордене чуть позже.
1813 год. 30-й Егерский полк. 22 года. Скорее всего, переведен из пехотного полка в 1812 году подпоручиком (на имеющуюся вакансию), а позже произведен в поручики - за боевые заслуги.
1814 год. 45-й Егерский полк. 23 года. Переведен на роту штабс-капитаном.
Оставался в полку до 1819 года, когда тот был отправлен на Кавказ. Вырос до командира батальона, подполковник (на 1819 год - 27 лет).
Судя по всему, отправился с полком на Кавказ (полк стал 15-м Егерским) - именно здесь он участвует в боевых действиях против горцев в 1820 году. Отсюда - та самая "траншея". "С бантом", кстати говоря, брат Скалозуба мог получить лишь Владимира 4-й степени - за военные заслуги - тоже штаб-офицерский орден.
Именно на Кавказе его "за полком два года поводили". В подтверждение службы Скалозуба на Кавказе можно привести его же слова:
"Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты."

Версия исключительно рруиштся в пыль. Где в начале 20-х могут быть перебиты товарищи Скалозуба, кроме как на Кавказе?
1821 год. Скалозуб переводится с Кавказа в 15-ю пехотную дивизию полковником, получая назначение на полк. Вопрос - на какой? Скорее всего, на "свой" 30-й Егерский. Скалозубу 29 лет.

Таким образом, речь Грибоедов ведет не о туповатом любителе шагистики, а о вполне боевом офицере - шумном, порой недалеком - но боевом.
Публика того времени была весьма чувствительна к подобным вещам...

upd: Забыл один немаловажный момент. Все, кто ставит "Горе от Ума", упускают очень важную "фишку" - Скалозуб - ЕГЕРЬ. Он невысок, и это компенсирует, говоря басом и производя вообще как можно больше шума - это-то и смешно. А постановщики Скалозуба видят двухметровой дылдой :/
 
 
( Post a new comment )
imp_1779[info]borodkin@lj on December 2nd, 2005 - 06:32 pm
Спасибо, интересно.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 07:59 am
Обсуждение на ВИФ
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/2/print/1146221.htm

От Леонид
К Паршев (04.12.2005 04:08:04)
Дата 05.12.2005 02:10:01

А как с этим быть?
--------------------------------------------------------------------------------

>upd: Забыл один немаловажный момент. Все, кто ставит "Горе от Ума",
>упускают очень важную "фишку" - Скалозуб - ЕГЕРЬ. Он невысок, и это
>компенсирует, говоря басом и производя вообще как можно больше шума -
>это-то и смешно. А постановщики Скалозуба видят двухметровой дылдой :/

Хлестова (Софии)

Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трех сажень удалец, -
Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

------------------------
От Паршев
К Леонид (05.12.2005 02:10:01)
Дата 05.12.2005 02:50:51

Это могла быть ирония
--------------------------------------------------------------------------------

а могла и ошибка автора текста.
Что-то не припомню, чтобы в егеря подбирали по росту, да ещё офицеров.

--------------------------------------------------------------------------------


От Bronevik
К Паршев (05.12.2005 02:50:51)
Дата 05.12.2005 02:59:29

Re: Это могла...
--------------------------------------------------------------------------------

>а могла и ошибка автора текста.
>Что-то не припомню, чтобы в егеря подбирали по росту, да ещё офицеров.
Солдат точно по росту. Офицеров,ИМХО, возможно тоже- иначе получилось бы офицер 1 метр 80 см., а подчиненный 1,70 с кепкой.

--------------------------------------------------------------------------------


От Warrior Frog
К Bronevik (05.12.2005 02:59:29)
Дата 05.12.2005 11:20:59

Re: Это могла...
--------------------------------------------------------------------------------

Здравствуйте, Алл
>>а могла и ошибка автора текста.
>>Что-то не припомню, чтобы в егеря подбирали по росту, да ещё офицеров.
> Солдат точно по росту. Офицеров,ИМХО, возможно тоже- иначе получилось бы офицер 1 метр 80 см., а подчиненный 1,70 с кепкой.

А почему бы и не наоборот :-)) командир 1 го батальона Преображенского полка Н.А. Романов на фоне 2х метровых "преображенцев" :-))
"ходя по минному полю именуемому VIF2NE надо тщательнеЕ быть в формулировках.

--------------------------------------------------------------------------------


От Bronevik
К Warrior Frog (05.12.2005 11:20:59)
Дата 05.12.2005 11:54:06

Ну почему же.
--------------------------------------------------------------------------------

>Здравствуйте, Алл
>>>а могла и ошибка автора текста.
>>>Что-то не припомню, чтобы в егеря подбирали по росту, да ещё офицеров.
>> Солдат точно по росту. Офицеров,ИМХО, возможно тоже- иначе получилось бы офицер 1 метр 80 см., а подчиненный 1,70 с кепкой.
>
>А почему бы и не наоборот :-)) командир 1 го батальона Преображенского полка Н.А. Романов на фоне 2х метровых "преображенцев" :-))
Ключевое слово касаемо офицерогв-возможно, ведь дворянин как-никак.


--------------------------------------------------------------------------------


От Александр Жмодиков
К Bronevik (05.12.2005 02:59:29)
Дата 05.12.2005 14:10:55

Re: Это могла...
--------------------------------------------------------------------------------

> Солдат точно по росту. Офицеров,ИМХО, возможно тоже- иначе получилось бы офицер 1 метр 80 см., а подчиненный 1,70 с кепкой.

Для офицеров никаких требований к росту не было. Офицеры спокойно переводились из пехотных полков в егерские и обратно.

(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 5th, 2005 - 09:40 am
Re: Обсуждение на ВИФ
Требований по росту не было, согласен.
Но "три сажени", о которых говорит Хлестова - это где-то 6,5 метров :))))
Бабушка жжОт.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 11:21 am
Это просто гипербола. :-) Вроде "косой сажени в плечах".
Знаете, сколько это? :-))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_1710[info]babitto@lj on December 5th, 2005 - 09:17 pm
Re: Это просто гипербола. :-) Вроде "косой сажени в плечах"
Три аршина.
;)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_13465: Просто[info]borh@lj on December 2nd, 2005 - 06:48 pm
Вот ведь оно как всё получается...
(Reply) (Link)
imp_9140[info]skutzz@lj on December 2nd, 2005 - 06:52 pm
Вопрос дилетанта.
Со 100% уверенностью можно утверждать, что начал он в 18 лет?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 2nd, 2005 - 06:56 pm
Re: Вопрос дилетанта.
Скорее всего. Вилка 17-19.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_4622[info]mincao@lj on December 2nd, 2005 - 07:28 pm
29 лет, полковник... Да. Храбрый офицер, надо полагать. А вот, кстати - сдается мне, что под "тальи все так узки" он имеет в виду отнюдь не только подтянутость солдат. А что? Тут либо идиома (вроде "и в воздух чепчики бросали") нам ныне непонятная, либо... да даже и не знаю.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 2nd, 2005 - 07:33 pm
Нее. Он имеет в виду именно что моду, привнесенную Оккупационным корпусом Воронцова - зауженная талия мундира :)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_14912[info]fedor_shilov@lj on December 3rd, 2005 - 09:25 am
Если я не ошибаюсь, 29-летние полковники в то время - нормальное явление. Пестель стал полковником в 28, Артамон Муравьев - тоже, кажется, Трубецкой - в 32.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 09:40 am
Абсолютно нормально.
Это к началу 20 века ситуация изменилась - полковниками становились в 40-42 года.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_1392[info]andreystv@lj on December 2nd, 2005 - 08:10 pm
респект
(Reply) (Link)
imp_2706[info]tiomkin@lj on December 3rd, 2005 - 03:18 am
Слушай боярин, а вот объясни мне такой вопрос.
Помню я из школьных лет, когда мы оную камедь проходили.
Строки " За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею."

Была у нас учительница по литературе. Не дура, надо сказать, хорошо предмет свой знала. Ну, понятно, что не военный историк, к тому же образ Скалозуба должен был трактоваться как такой... туповатый служака и проч.
Но вот что касаемо этих именно строк, то она объясняла так - мол, Скалозуб, отличался не боевыми подвигами, а штабными.
И, говорит, на армейском арго тех лет выражение "засесть в траншею" означало "устроить пикник". То есть мол, Скалозуб будучи младшим офицером "накрыл поляну" для начальства, за что оно милостиво пожаловало ему орден.

Ну тогда я внимания на эту фразу особо не обратил, а вот счас призадумался... То есть толкование момента было именно таким, как я тебе счас рассказал. Не знаю насколько эта байка соотствествует действительности, выдумать сама она ее не могла, да и зачем ей, собственно. Но какие-то основания должны были быть для появления такого толкования, как думаешь?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 05:44 am
Байка эта давняя, с советских времен. Ну не мог быть Скалозуб положительным героем :)
Поэтому кто-то из грибоедоведов нашел, что, мол, 3 августа 1813 годы был высочайший смотр войскам - за что, типа, Скалозуб с братцем ордена и получили. Несоответствия и косяки этой версии я рассмотрел в посте.
А позже появились умники, защищавшие Скалозуба - мол, 3 августа не 13-го, а 12-го года - и это, мол, начало обороны Смоленска...

А пикник в траншеях - это, знаешь ли, Дюмой попахивает :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_2706[info]tiomkin@lj on December 3rd, 2005 - 05:55 am
Ах вот оно что... ну понятно, дурЮть, значит, головы школьникам! :-))
Хм... и тогда уж еще один вопрос - а реально, существовало ли тогда некое арго, профессиональный слэнг у вояк того времени? Училка говорила, что, мол, да.
Я, признаться в языке той эпохи не силен... про то что свое арго было у офеней, это знаю, но это уж пожалуй более некрасовские времена.

Кстати, о комедии... годик назад была у меня идейка мысль развить
http://www.livejournal.com/users/tiomkin/410504.html
бросил :-))
Но временами похоже :-))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 06:00 am
Слэнг был.
Это тема для отдельного поста :)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]datoly_net@lj on December 3rd, 2005 - 04:06 am
Про тальи.
Кажется у Лотмана попалось. В начале XIX века были модны чрезвычайно узкие талии. Так что франтам, а молодые военные относились к ним в первую очередь, приходилось затягивать себя в зверски тугие корсеты. Отсюда и характеристика Скалозуба "хрипун, удавленник, фагот", поскольку корсеты были так узки, что затрудняли дыхание и меняли тембр голоса.
Выходит, что Скалозуб не только молод и молодцеват, но еще и "гламурен" - следит за модой. :-)
А про траншею, tarlith, расскажите, пожалуйста! Вроде там была какая-то военная операция в упомянутый день?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 05:46 am
Выше ответил.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_18129[info]iv6@lj on December 3rd, 2005 - 05:45 am
Спасибо. Про Кавказ - это очень любопытно. Литературоведы "третье августа" ищут в 1812-1813 году. А получается, ему тогда "на шею" не по чину было? Интересно.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 05:47 am
Саааааавсем не по чину :)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]kouzdra@lj on December 3rd, 2005 - 06:29 am
А вот любопытно - что имеется в виду под "третьим августа"?
Скалозуб называет это как что-то достаточно понятное. Грибоедов
видимо вряд ли бы вставил абстрактную цифру просто "для рифмы" -
вероятно он подразумевал какое-то конкретное событие.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 06:36 am
Надо смотреть историю Кавказской войны.
Это, скорее всего, события, произошедшие за год-два до времени действия романа.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_2424[info]porco@lj on December 3rd, 2005 - 06:34 am
ООООООООООООООООО
Я в школе в сочинении написал, что Скалозуб - единственный положительный герой комедии, не то что нытик Чацкий. Получил пару, конечно :)))
(Reply) (Thread) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 08:07 am
Ха. А чем вообще плохи остальные - те же Фамусов, Хлесто
Какой язык великолепный!

----------
А пару Вы получили заслуженно. :-) Ибо на положительного героя ЭТОЙ комедии Скалозуб никак не тянет. Он, собственно, в ней не "действует".
Мой Вам совет, хоть и запоздалый - "раскатывать" надо не Чацкого, а самого Грибоедова. :-))))) Кстати, еще в те, грибоедовские, времена говорили - Чацкий во многом писан с самого Грибоедова.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_11191[info]rjf_snyker@lj on December 3rd, 2005 - 06:40 am
А что о самом Чацком скажите?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 06:49 am
В первоисточник надо лезть.
Статскую карьеру куда сложней восстановить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_8710[info]wolfschanze@lj on December 3rd, 2005 - 07:49 am
Да нет у него карьеры. Не служил он никогда.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_11141[info]platonicus@lj on December 3rd, 2005 - 06:23 pm
Служилъ-съ, и притомъ в военной
Дѣйствіе III, явленіе 6. Чацкiй, Наталья Дмитріевна, Платонъ Михайловичъ

Наталья Дмитріевна: Вотъ мой Платонъ Михайлычъ.

ЧацкIй: Ба!
Другъ старый, мы давно знакомы, вотъ судьба!

Платонъ Михайловичъ: Здорово, Чацкiй, братъ!

Чацкiй: Забытъ шумъ лагерный, товарищи и братья?
Спокоенъ и лѣнивъ?..

… А кто, любезный другъ, велитъ тебѣ быть празднымъ?
Въ полкъ, эскадронъ дадутъ. Ты оберъ или штабъ?

Наталья Дмитріевна: Платонъ Михайлычъ мой здоровьемъ очень слабъ…

Чацкiй: …Ну, Богъ тебя суди;
Ужъ точно, сталъ не тотъ въ короткое ты время;
Не въ прошломъ ли году, въ концѣ,
Въ полку тебя я зналъ? лишь утро: ногу въ стремя
И носишься на борзомъ жеребцѣ;
Осенній вѣтеръ дуй, хоть спереди, хоть съ тыла.

Платонъ Михайловичъ (со вздохомъ): Эхъ! братецъ! славное тогда житье-то было.

(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 08:10 am
Ну так, по мнению нынешних "патревотов", ...
... все тогдашние "настоящие" военные были на Скалозубов похожи. :-)

Только вот откуда среди декабристов было так много военных? Среди видных? Рылеев был вообще-то исключением.
А ВОЛКОНСКИЙ, боевой генерал? С него был написан портрет для Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Повесили его там, правда, только после 1905 (?) года - поскольку восстание декабристов ПРЕДШЕСТВОВАЛО открытию галереи.
(Reply) (Parent) (Link)
(Anonymous) on December 3rd, 2005 - 09:26 am
Чацкий, вроде бы, начинал служить но бросил. "С министрами про вашу связь, потом - разрыв...". Вряд ли связь с министрами молодой человек мог завязать на пляжу :-). Значит пристроен был поначалу в тепленькое и видное местечко. Может секретарем к достаточно крутой персоне.
Где-то совсем недавно мелькнула статейка (к сожалению, видела ее мимоходом, так что не помню где). Так там про пресловутую траншею писали, что была в Европах, в 1813 какая-то операция союзных войск, в которой мог отличиться Скалозуб.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_8710[info]wolfschanze@lj on December 3rd, 2005 - 01:23 pm
Дык заграничный поход русской армии.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_169: FJ_standup[info]franz_josef@lj on December 3rd, 2005 - 10:21 am
Респееект... От это "реконструкция"!
(Reply) (Link)
(Anonymous) on December 3rd, 2005 - 11:59 am
Не могу не сказать:
Очень интересный разбор.
(Reply) (Link)
imp_17281[info]tumelya@lj on December 3rd, 2005 - 12:02 pm
Sorry
Предыдущая "анонимность" - моя.
Повторюсь - очень познавательно!
(Reply) (Link)
imp_18129[info]iv6@lj on December 3rd, 2005 - 12:18 pm
А постановщики Скалозуба видят двухметровой дылдой :/

Это они из-за того, что старуха Хлестова его в гренадеры записала.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 3rd, 2005 - 12:22 pm
"Не мастерица я полки-та различать" :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_17861: map-sketch[info]silhiriel@lj on December 3rd, 2005 - 05:01 pm
Тогда становится ясен юмор ситуации -- потому что если не знать, то кажется, что Скалозуб из-за малозначащей для невоенных, тем более дам, детали придирается, а вот перепутать гренадера с егерем -- да-а...

Изумительный разбор. В мемориз. Спасибо Вам, Тарлит.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_18129[info]iv6@lj on December 4th, 2005 - 06:58 am
Она стебется :) А насчет роста все-таки шестью строчками ниже: "Дался ему трех сажень удалец." Три сажени - это мноооооого :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 4th, 2005 - 08:40 am
ТРи сажени - это где-то 6,5 метров :))))
Бабушка жжОт.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_18129[info]iv6@lj on December 5th, 2005 - 06:30 am
Так-то оно так, но старушка явно еще не в маразме, так что Скалозуб скорее все-таки высокого роста. Да и начинал он не в егерях, а в мушкетерах. Это, похоже, дополнительный прикол - рост гренадерский, а угораздило его служить в егерях. Старушка его просто подколола насчет гренадеров, а полковник не догнал, и стал объяснять про выпушки и петлички :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 5th, 2005 - 09:36 am
Хмм. Тоже вариант.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_11191[info]rjf_snyker@lj on December 4th, 2005 - 08:38 am
Кстати.Когда готовился к поступлению.Тогда еще было сочинение и ходил на курсы литературы.Так там вообще препод препарировал произведения по принципу всестороннего взгляда.То есть,как реально столи бы смотреть на перса,а не как его преподают лит.критики.В общем Чацкий реально оказывался настоящим говнецом.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 4th, 2005 - 08:42 am
А он и есть говнецо.
Если память мне не изменяет, во МХАТе в 90-х поставили "ГоУ" именно в таком аспекте. Визгу было...
(Reply) (Parent) (Link)
imp_1137[info]nihao_62@lj on December 4th, 2005 - 12:07 pm
Ну да.

Я в школьном ещё сочинении его с грязью смешал :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_12266[info]david_2@lj on December 4th, 2005 - 01:01 pm
Я тоже. :)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_22071: boy[info]wookness@lj on March 15th, 2006 - 07:15 am
А почему?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_11191[info]rjf_snyker@lj on March 15th, 2006 - 09:20 am
А там был целый ряд всякого.Во первых,выделывался очень много.Во вторых,если присмотреться,поведение у него не очень.У нас бы ему постучали в бубен:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_22071[info]wookness@lj on March 16th, 2006 - 05:33 am
Вы можете рассказать об этом немного более подробно?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_11191[info]rjf_snyker@lj on March 16th, 2006 - 01:32 pm
Ой,это было давно и не правда:)
Если найду записи,то обязательно.
Ну а так,коротко,то его едкие наезды на всех и замечания не есть гуд.ТО,что он прослыл дурачком,тут не только Софья виновата,но и он сам.До этого его тоже считали дурачком,но в моральном плане
(Reply) (Parent) (Link)
imp_9117[info]diunov@lj on December 5th, 2005 - 02:53 am
А разве егерские офицеры были обязательно невысоки ростом? Вроде как на них отбор по внешним данным не распространялся?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 5th, 2005 - 03:32 am
На них распространялся естественный отбор :)))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_9117[info]diunov@lj on December 5th, 2005 - 03:35 am
ну да, конечно:)
(Reply) (Parent) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 08:14 am
Кстати, порядком-таки циничный комментарий Скалозуба.
"...Довольно счастлив я в товарищах моих
Вакансии как раз открыты.
То старших выключат иных,
Иные, смотришь, перебиты".

Не пора ли "раскатать" самого Грибоедова, а не Чацкого? :-))
За клевету на офицерство?

(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 5th, 2005 - 09:43 am
Re: Кстати, порядком-таки циничный комментарий Скалозуб
Нее. Тут клеветы нет :)
Это абсолютно искреннее - достаточно почитать воспоминания того периода.

Кстати, касательно роста егерских офицеров - я уже сказал выше - тут включался естественный отбор. И выживали низкие, которых сложно выделить среди егерской цепи.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_1304[info]ex_palmira@lj on December 5th, 2005 - 11:20 am
Ну, конкретно Скалозуб-то был высоким. Признайтесь, что
... Вы безусловно неправы. :-)
Хлестову слушать надо. У нее зашкаливает как раз показатель "антимаразма". Удивительно здравый и мощный язык - см. высказывания про Загорецкого, суждения о Чацком, реплики в сторону Репетилова ("Полечат, вылечат авось. А ты, сударь, неизлечим, хоть брось")...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on December 5th, 2005 - 11:39 am
Re: Ну, конкретно Скалозуб-то был высоким. Признайтесь, ч
Фиг знает.
Может прав, может неправ.
С низким ростом бас и шумность Скалозуба выглядят препотешно.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_18061[info]slawa_614@lj on February 15th, 2006 - 12:26 pm
Оставался в полку до 1819 года, когда тот был отправлен на Кавказ. Судя по всему, отправился с полком на Кавказ (полк стал 15-м Егерским) - именно здесь он участвует в боевых действиях против горцев в 1820 году. Отсюда - та самая "траншея". "С бантом", кстати говоря, брат Скалозуба мог получить лишь Владимира 4-й степени - за военные заслуги - тоже

Книжку тут сканил, С.А.Фомичев. Комедия А.С.Грибоедова 'Горе от ума' (Комментарий, Кн.для учителя)

По поводу награды Скалозуба такой комментарий:
------------------->8-------
Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею!
Ему дан с бантом, мне на шею.


3 августа 1813 года никаких военных действий не велось, так как 4 июня этого года между воюющими сторонами было заключено Плесвицкое перемирие, продлившееся до середины августа. Егерские полки (то есть полки легкой пехоты) в это время находились на отдыхе под Смоленском. Однако драматург точен: 3 августа в Праге состоялось свидание Александра I с австрийским императором Францем II, и встреча эта была ознаменована множеством наград.
--------------------->8-------
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on February 15th, 2006 - 04:28 pm
Известная ошибка :)
Первым ее сделал покойный Лотман - а дальше понеслось... Внимательно прочтите пост - там объяснено, почему НЕ 1813 год.
(Reply) (Parent) (Link)