28 April 2005 @ 11:09 pm
От нечего делать...  
...решил повыкладывать свои старые статьи и доклады.
Может, кому будет интересно.
Под катом - Знамена и штандарты русской армии: традиции против регламента.


Не секрет, что в большинстве армий мира регламентированная униформа, знаки различия, регалии дополняются неофициальными, традиционными эмблемами, отличающими одну часть от другой. В качестве наиболее яркого примера можно привести британскую армию, где полковые традиции, по сути превалируют над регламентом. Неофициальная символика воинских частей фактически является армейской субкультурой со своей системой.
Нерегламентированные и традиционные нюансы униформы и знамен в русской Императорской армии известны очень мало. Остановимся на аспекте практически неизученном – неофициальные (традиционные) элементы знамен и штандартов русской армии. Здесь следует разделить два аспекта – первый касется попыпок введения традиционных элементов в сами знамена \ штандарты и второй, касающийся нерегламентированных дополнительных деталей к знаменам \ штандартам.
К началу 20 века полки рьяно взялись за восстановление утраченных линий полковых историй и трациций, униформы и наград – катализатором здесь фактически стало пожалование «в виде исключения» нагрудных знаков для офицеров и знаков отличия на головные уборы для нижних чинов 11-го гренадерского Фанагорийского полка – за Измаил и Прагу. Все полки, претендовавшие на «дедовские» награды, проигнорировав слова об исключении, завалили Главное Управление Генерального Штаба прошениями о пожалованиях, нередко сопровождая их копиями найденных изображений тех или иных наград. Так, 5-й гренадерский Киевский полк, ходатайствовал о пожаловании «традиционных» Георгиевских знамен за подвиг при Шенграбене – по рисунку утвержденному Александром I лишь в проекте, аргументируя это тем, что полк получил первые в истории русской армии Георгиевские знамена и посему им следует выделяться на общем фоне. Ходатайство было отклонено ГУГШем на основании того, что рисунок Георгиевских знамен регламентирован, и никаких особых отличий жаловаться никому не будет. Ахтырские гусары, сохранявшие благодаря упорству командования полка коричневый цвет мундира, даже будучи драгунами, с 1909 по 1914 год «бомбардировали» ГУГШ просьбами о коричневом же штандарте взамен старого Георгиевского юбилейного штандарта, пожалованного еще в 1851 году. Александрийские гусары ходатайствовали о пожаловании им штандарта «по образцу Крымского конного полка, в исключение из правил» - черного с алой каймой и серебряным шитьем, с Адамовой головой на лицевой и двуглавым орлом на оборотной стороне. Судя по всему, такого рода прошений было достаточно много, так как в начале 1914 года ГУГШ разослал в части циркуляр, в котором для особо рьяных повторялось, что награждение Фанагорийцев было сделано в исключение из правил, по особому ходатайству Шефа полка, Великого Князя Дмитрия Павловича, и что более таких пожалований не будет. Циркуляр был расценен как указание к действию и командиры тех полков, Шефами которых были Высочайшие особы, получили возможность пойти на второй круг – но этому помешала начавшаяся война.
Что касается нерегламентированных дополнений к знаменам \ штандартам – их известно также немного. Ко времени Польской кампании 1830-31 гг. относится традиция Конно-Гренадерского навершия. Во время штурма Варшавы картечью было отбито правое крыло у орла 2-го дивизиона. В память о штурме, за который полк получил имя Конно-Гренадерского, навершие после пожалования новых штандартов в 1851 году было переставлено на новый штандарт, а после сокращения числа штандартов до одного на полк (1860 год), было переставлено на полковой (бывший 1-го дивизиона) штандарт и не было заменено в 1875 году на навершие нового образца (на эту вольность смотрел сквозь пальцы даже Великий Князь Николай Николаевич, известный борец с вольностями). Георгиевское навершие 17-го гусарского Черниговского полка также отличается от регламента – по низу копья идет гравированная надпись «ПЯТЬ ПРОТИВЪ ТРИДЦАТИ» - изображение ее можно видеть на полковом знаке Черниговцев. Долгое время считалось, что на знаке надпись изображена на навершии по решению художника, но находящееся ныне в Музее Армии в Москве (переданное с музеем Общества «Родина») навершие опровергает данную гипотезу. Время появления надписи остается под вопросом, так как штандарт был пожалован еще 2-му дивизиону 6-го драгунского Глуховского полка в 1868 году и передан Черниговцам при сформировании в 1898 году. Еще одно негерламентированное навершие появилось на аукционе Hermann-Historica в нынешнем году. Георгиевское навершие образца 1806 года с прикрепленной к низу копья бронзовой лентой (по типу знаков за отличие на головные уборы) с гравированной надписью: «Лейбъ-Гвардiи Гусарскаго \ полка 2 эскадрона \ 1830 годъ». Учитывая то, что полк действительно 29 декабря 1830 года в составе 1-го и 3-го дивизионов выступил в Польшу, вполне вожможно, что мы имеем дело с памятным украшением навершия. Новые гвардейские навершия были установлены в августе 1830 года, и к декабрю, вероятно, еще не были изготовлены.
Кроме этого, известен полковой образок Св.Мартиниана, прикрепленный баронессой фон Притвитц, супругой командира Лейб-Гвардии Уланского Его Величества полка, к полковому штандарту перед выступлением на Русско-Турецкую войну 1877-78 гг. Этот образок сопровождал полк вплоть до Гражданской войны и эмиграции. К сожалению, уже в эмиграции он был утерян и, когда летом прошлого, 2003 года, штандарт вернулся в Россию, образка при нем не было. 57-й пехотный Модлинский полк во время Русско-Японской войны спас свое знамя. Руководивший прорывом капитан Иванов, получишвий за это орден Св.Георгия 4-й ст., завещал прикрепить крест после его смерти на спасенное им знамя. В 1912 году старое Георгиевское знамя Модлинцев (пожалованное в 1856 году за Севастополь) украсил Георгий 4-й степени.
Следует заметить, что вышеперечисленные традиционные, нерегламентированные отличия – лишь верхушка айсберга. Тем не менее, это – фактически – альтернативная армейская символика, с которой необходимо считаться, изучая историю русской военной символики в целом.


Imported event Original
 
 
( Post a new comment )
imp_17746[info]the_mockturtle@lj on April 28th, 2005 - 02:23 pm
Большое спасибо за интересный материал! А список источников не набросаете, хоть приблизительно?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on April 28th, 2005 - 02:27 pm
Архивы, полковые истории, музеи, аукционы :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_17746[info]the_mockturtle@lj on April 28th, 2005 - 02:41 pm
:)
И еще один вопрос.
По некоторым источникам, в Альминском сражении знамена выносились в строй зачехленными, в последующих сражениях Крымской кампании - оставались в лагере под охраной. Вопрос: "присутствие" знамени в строю чем-то регламентировалось документально или зависело от индивидуального распоряжения?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on April 28th, 2005 - 02:54 pm
Регламентировалось Уставом.
И вынесение в бой зачехленных знамен, и оставление их в лагере - это грубейшие нарушения Устава. Честно говоря, в подобное мне не верится :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_9039[info]dadrov@lj on April 28th, 2005 - 03:52 pm
Зачехленное знамя в бою
В ыуверены, что это нарушение устава?
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on April 29th, 2005 - 12:44 am
Re: Зачехленное знамя в бою
Да.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_1873[info]zorkij@lj on April 28th, 2005 - 03:21 pm
а можно мы это к себе скопируем на rustrana.ru?
(Reply) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on April 28th, 2005 - 03:33 pm
Нос проблемас, камрад :)

...только (с) не забудьте ;)
(Reply) (Parent) (Link)
[info]dimrub@lj on April 28th, 2005 - 04:03 pm
Интересно. В современной (например, израильской) армии функциональность превалирует над представительностью, в бой, скажем, со знаменами не ходят, поэтому "традиционные" элементы находят отражение в основном в элементах формы солдат. И тут уж нет пожалуй армейской единицы крупнее роты, у которой не было бы своего загибона на эту тему.
(Reply) (Thread) (Link)
imp_17942[info]anhydrol@lj on April 28th, 2005 - 05:14 pm
Ага но вот одна из рот Голани "внезапамятные времена" своровала девиз нашей роты.
(Reply) (Parent) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on April 29th, 2005 - 12:47 am
Согласен. Но это относится далеко не ко всем армиям. Впрочем, "в поле" знамена не выносят с 1915 года, а в некоторых армиях - и раньше.
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
(Anonymous) on June 7th, 2005 - 01:51 pm
Читайте Военный сборник вт. пол. 19 века , там прямо прклинают Меншикова за то что на Альме вывел войска с зачехленными знаменами...
(Reply) (Parent) (Thread) (Link)
imp_5979[info]ex_tarlith@lj on June 7th, 2005 - 02:01 pm
Знаю.
Британцы после Крымской в поле вообще ничего старались не выносить :) - я имею в виду пехоту, конечно. Кавалерия у них аж с наполеоновских войн не выносила штандарты в поле.
(Reply) (Parent) (Link)