July 2007
| 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
| 8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
| 15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
| 22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
| 29 |
30 |
31 |
|
5/20/05 11:59 pm
К вопросу о...
...исключительно православной Русской Императорской армии. Из "Военной были".
Присяга в Русской армии Полковник Рерберг выводит полк на плац, и перед глазами открывается редкая по красоте картина присяги новобранцев 3 гренадерского Перновского короля Фридриха-Вильгельма IV полка. Посредине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белами скатертями. Перед столиками, на некотором расстоянии, стоит знаменщик полка старший унтер-офицер Артур Степин, со знаменем полка и ассистентом. Постепенно, после нескольких перестроений, с другой стороны каждого столика образуются стройные квадраты подтянутых гренадер-перновцев. Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник со Св. Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой "квадрат" новобранцев. Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим - лютеранский пастор, перед четвертым - мусульманский мулла, перед пятым - еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, - нет никого. Начинается чин присяги, и к столику православных гренадер-новобранцев подносит знамя мой друг-знаменщик Артур Степин, его настоящее имя Артур Стопинг, и сам он - финн-лютеранин, но свою почетную обязанность знаменщика он исполняет блестяще. В то же самое время к последнему столику подходит мой отец, командир полка, и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только у нас, в России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки. Развернув, оба вынимают из свертков двух маленьких деревянных "Божков", выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянные "божка-идола" водворяются на столик между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец как высший в их глазах начальник, приводит обоих гренадер к присяге служить "верой и правдой" Царю и Отечеству. После окончания чина присяги, священнослужители удалились, новобранцы возвратились к своим ротам, и полк красивой лентой вошел в свои казармы.
Николай Рерберг.
Imported event Original
5/20/05, 01:09 pm
Куприн в своем "Поединке" описывает сцены принятия присяги язычниками. Те съедали хлеб с конца сабли командира полка, тем самым обязуясь служить Императору. В "Юнкерах" же описывается цермония принятия присяги юнкерами Александровского пехотного училища в Москве. Эта статья очень похоже на повествования Куприна. К тому же, есть кадры хроники присяги в Кремле в начале века - там поочередно присягают на верность представители всех религий.
5/20/05, 01:10 pm
А где бы эту хронику достать? Очень интересует.
5/20/05, 01:44 pm
Я могу лишь подсказать как она называлась. Как найти, увы, не знаю. Я смотрел ее в этом марте в Музее кино. Фрагменты хроники были смонтированы таким образом, что полученный фильм включал в себя ряд сюжетов. Ее название было "МОНТАЖ СЮЖЕТОВ: СТАРАЯ РОССИЯ. 1910-1917". Если имена режиссеров - Шарль Муассон и Эмиль Дублие - могут чем-то помочь, то пусть будет так.
Помимо присяги, фильм включал в себя кадры: Русская революция 1905 года; В горах Кавказа, 1912; Москва зимой, 1910; Церемония открытия Троицкого моста (построенного французами) в Санкт-Петербурге, 1911; Пробег на воздушных санях по маршруту Москва - Петербург 1912 года; Жизнь зимой в русской деревне, 1912; Производство икры, 1912 ; Новая Земля – «Nouvelle Zemble», 1913; Рыбный промысел на Волге, 1914; В стране длинных ночей, Архангельск, 1915; Парад казаков перед царём в Петергофе, 1912.
5/21/05, 01:36 am
Я полагаю, в РГАКФД можно найти.
5/20/05, 01:10 pm
Хм... а разве считается, что армия в РИ была только православной? Удивительно... как же финские полки и знаменитая "дикая" дивизия? но все таки... армия была по большей части православной(т.к их было большинство). Или я не знаю просто этого мифа?
5/21/05, 01:34 am
Поясняю. В последнее время была масса вопле о том, что Императорская армия была Православным воинством - раз и о том, что в армии евреев не было - два. То, что СЧИТАВШИХ себя православными было большинство - бесспорно. При этом в полках де-факто проводилась катехизация молодого пополнения, т.к. зачастую "православный воин" на вопрос: "Что есть Св.Троица?" отвечал - "Богородица, Илья-пророк, Никола-Чудотворец" ;))))) Ну и, к прочему, заметка ясно показывает веротерпимость не просто в армии, но и лояльность к иноверцам даже в армейской элите - гренадерских полках.
5/22/05, 07:10 am
> и о том, что в армии евреев не было - два
Эта... А кто ж тогда такие были кантонисты?
5/22/05, 10:45 am
Неее... Ну кантонисты не все были евреями. И не все евреи - кантонистами :)
5/23/05, 12:25 am
За контонистов
Я Вам скажу кто такие были контонисты.
Кантонистами называли учеников и выпускников т.н. Школ военных кантонистов. В школы эти набирали, в основном солдатских детей. Дополнительно к ним набирали еще детей евреев, поскольку на рекруткией наборы среди евреев были наложены некоторые ограничения.
Вы пускались из школ кантонисто, как правило младшими специалистами у унтер-офицерских чинах. Кстати, для многих евреев окнчание школы военных кантонистов было первым шагом к очень серьезной военной карьере.

8/11/05, 04:06 am
1. Кантонистами (от "кантон" в смысле округа, в котором были расквартированы войска, и где проживали женатые солдаты и унтер-офицеры) назывались воспитанники школ для солдатских (включая унтер-офицеров) детей. Все солдатские сыновья в обязательном порядке поступали в них. Кроме того, туда поступали также дети офицеров, рожденные до получения отцом чина, кроме одного по его выбору, который мог поступать в кадетский корпус или гимназию. 2. Школы кантонистов давали начальное образование, после чего в возрасте примерно 14-15 лет шла сортировка и неспособные к учебе получали профессиональную подготовку и служили портными,сапожниками, шорниками и т.п. в армии, а прочие выпускались в возрасте 16-18 лет на должность писарей или же строевых унтер-офицеров. 3. В целом через школы кантонистов прошло около полумиллиона человек. Поскольку процент женатых солдат был невелик, была нехватка поступающих. В связи с этим для евреев была введена, взамен ранее бывшего дополнительного денежного налога, особая воинская повинность, а именно призыв детей 12 лет (по закону - прежде всего сирот) для пополнения школ кантонистов. Всего было призвано 55 тысяч евреев, или около 11% состава школ. Кроме того, в школы кантонистов были направлены дети польских бунтовщиков, что составило несколько процентов состава. 4. Обязательности православного крещения не было, но давление со стороны начальства и соучеников было сильное, а условия для соблюдения обрядов не предоставлялись. Большинство принятых иноверцев крестилось, что юридически уравнивало их в правах с прочими и открывало возможность карьеры. Тем не менее были и мастеровые, и унтер-офицеры, и (один) офицер, сохранившие иудейское исповедание. 5. Жили воспитанники в интернате, но для солдатских детей была возможность посещения родственников, получения от них помощи и т.п. Положение евреев и поляков было, разумеется, более тяжёлым. Сам призыв сопровождался злоупотреблениями (взятки за исключение внесенного в списки сына состоятельных родителей, с одной стороны, похищение детей для сдачи их в рекруты взамен внесенного в списки - с другой стороны).
8/11/05, 04:46 am
О! подключилась тяжелая ВИФ-овская артиллерия :)))
7/30/06, 07:46 am
Спасибо за информацию. Можно Вам задать вопрос? Мой еврейский предок служил в "Рязанской сборной команде". Значит ли это, что он мастеровым? Судя по названию, это было подразделение, в котором служили мастеровые разных профессий, но это моя догадка. Где можно найти информацию об этом подразделении. Поиск в РГВИА ничего не дал.
7/31/06, 04:31 am
Насколько я знаю, "сборными командами" именовались подразделения, куда направлялись солдаты, следующие в другие подразделения и части. Так что, возможно, Ваш предок был направлен в "сборную команду", откуда отбыл к другому месту службы, и искать нужно в другом месте. С другой стороны, возможно, там была постоянная часть, обслуживавшая временно зачисленных в "сборную команду" солдат, например, портные и сапожники, ремонтировавшие обмундирование, оружейные мастера и т.п. Тогда можно искать в делах военного комиссара (воинского начальника). Более подробной информацией не располагаю.
7/31/06, 04:59 am
Он вышел в отставку в Рязани, поэтому более вероятна вторая версия. Спасибо!
8/1/06, 12:12 pm
Да, скорее всего мастеровым. В РГВИА советую смотреть фонд Рязанского военного начальника.
8/1/06, 12:21 pm
Большое спасибо за ответ. Если кто из присутствующих может посмотреть в РГВИА фонд Рязанского военного начальника - оплачу, а также буду по гроб жизни благодарен!
8/1/06, 12:27 pm
Ну, это как только РГВИА откроется.
1/13/07, 09:46 am
Вроде должен был открыться...сможете поискать? Заранее благодарю.
1/13/07, 11:11 am
Открылся, но не весь. Архивы частей и учреждений откроются в лучшем случае в апреле.
5/4/07, 09:45 am
Здравствуйте, вот и апрель прошел. Можно ли попросить Вас о помощи?
Спасибо.
5/4/07, 12:55 pm
Re: Reply to your comment...
ДА :)
5/14/07, 02:55 am
Re: Reply to your comment...
Прошу! можно послать детали просьбы по электронной почте? если да, то пошлите, пожалуйста, Ваш адрес на napobo3 собака гмайл дот ком. Спасибо!!!
1/23/07, 05:42 am
Я продолжаю использовать эту ветку для вопросов к экспертам :
Кроме того, в школы кантонистов были направлены дети польских бунтовщиков...
Мог ли еврей быть польским бунтовщиком? Один из моих еврейских предков был послан (сослан?) на армейскую службу из Варшавы в далекий Оренбург - могло такое случиться "в порядке вещей" или для этого надо было быть сыном бунтовщика?
В каком архиве (кроме очевидного РГВИА) искать информацию о моем предке? Как документировался акт мобилизации и есть ли такие документы по Польше/Варшаве? Или остается только искать в делах по Оренбургу? З.Б.
1/23/07, 10:46 am
Вполне мог быть. Скажем, в составе городской гвардии Варшавы было еврейское подразделение. Так что отправка в Оренбург вполне могла быть с этим связана. Кроме РГВИА - в областном архиве Оренбургской области, хоть это и маловероятно. Варшавские дела были с началом Первой мировой эвакуированы частью в Питер, частью в Москву, частью в Ростов-на-Дону. Надо выяснять, куда именно попал архив Варшавского воинского начальника. Скорее всего, в москву.
5/23/05, 12:17 am
Не-не-не...
Конечно, нельзя говорить ни о какой веротерпимости в армии. Она оставалась православной. О лояльности и новерцам/инославным - тоже нельзя. Они все же были заметно ограничены в вопросах служебного роста, хоте некоторые, особенно в силу близостаи ко двору, достигали высоких чинов. Если говорить о евреях, то они служили и в гв. полках. Нижними чинами, но это ниочем не говорит, в общем-то.
5/20/05, 01:26 pm
Православная армия
Странно слышать. Ну хотя бы по наличию боевых наград для иноверцев.
5/21/05, 01:35 am
Re: Православная армия
Еще раз повторюсь - этот миф сейчас усиленно муссируется. В том числе в МО.
5/21/05, 11:29 am
Где ж такое?
Где и кем именно такой миф муссировался? Вероятно вносит путаницу наличиев армии именно и только православных священников. С этой точки зрения - да, армия только православная.
Причем в армии, при богослужениях, остальные тоже обязаны были присуствовать, но некретиться и колен не приклонять. Для инославных христиан обязательным было посещение православных полковых храмов, но не отправление треб.
К военным-иноверцам было обязательное требование посещать богослужения их религии и их храмы. Еще в инструкции чуть ли не Бенкендорфа чинам л-гв Квказско-горского полуэскадрона и Команды мусульман СЕИВ конвоя - эфендию посещать. ;-)
5/21/05, 12:16 pm
Re: Где ж такое?
Да в последние годы :( Трабл в том, что по штату были не только православные священники. В основном - да. Но, допустим, в Пажеском корпусе был католический священник, а позже - и мулла (как и в Первом кадетском). И т.д.
По остальному - спасибо за дополнения. Замечу еще, что к "неприсутственным" дням относились праздники всех основных конфессий. При этом для православного "неприсутственным" было православное Рождество, для католика - католическое и т.д. В воспоминаниях, да и в архивных материалах встречается "конфессиональное" разбиение полков - для предоставления отпусков.
5/23/05, 12:29 am
Re: Где ж такое?
Если говорить о еврейских рассказках про кантонистов, то эта песня уже стала классикой. Они отнюдь не новинка последнего времени.
По штату были исключительно православные священники. Т.е. не в основном, а только. Католический пастор в Пажеском корпусе был данью традиции собственно Пажеского корпуса, основанного рыцарями-католиками.
На счет праздников - надо еще уточнить. Как время будет.
(Anonymous)
5/21/05, 09:03 am
OFF
from heinz
tarlith, с большим интересом читаю ваш журнал и поддерживаю идею запинывания шЫбка прАдвинутых историкаФФ a la Фоменка. Однако помнится, вы с этой шарлатанской компашкой в один ряд поставили и Гумилева. За что его так?
Моя не историк, моя математик, и в истории практиЦЦки дилетант :) Но и без ист. образования рискну утверждать, что его работы несомненно обладают всеми признаками НАУЧНОГО исследования: описан метод, критерии выбора источников, рассмотрены труды других авторов аналогичной тематики, обширная и точная библиография. По меньшей мере - не шарлатан.
Поэтому возник ряд вопросов:
1)В трактовке каких серьезных ист. событий позиция Гумилева вызывает несогласие/сомнение большинства? Можно ли его обвинить в некорректном толковании каких-то принципиальных фактов. В обращении к некорректным источникам?
Конечно, очень обрадуюсь развернотому ответу :) но боюсь, что tarlith таки жЫвой человек, а не бесплатная энцЫклопедия, поэтому чтоб не загружать аффтара, прошу просто читабельную для непрофессионала сЦылку по этому вопросу.
2) Как я понимаю, основная критика направлена на "умствования" Л.Г. относительно этногенеза. А что думаеть ист. наука (= tarlith :)) по поводу чисто исторических его книг ("История хазар", "Древние тюрки")?
3) AFAIK, уважаемый аффтар считает знания Л.Г. поверхностными. Почему? И таки почему ставит его в один ряд с шайтан-компанией Фоменки?
5/21/05, 09:15 am
Re: OFF
С Вашего позволения, я вынесу это в отдельный пост и отвечу позднее. Именно с точки зрения классификации и деления на историков, недо-историков и псевдо-историков ;))) Со сцылками и т.п.
(Anonymous)
5/21/05, 09:29 am
Re: OFF
heinz
Здорово :) Прочту с большим интересом...
|