Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Павел Кантор ([info]tobemuslim)
@ 2008-05-29 23:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Об аскетизме
Обсуждается тут в интернетах небезынтересный рассказ   Сон семинариста Кукушкина


А ещё надо будет сделать такую круглую большую шапку, – зевая, сказал Иисус – украшенную золотом и драгоценными камнями. Она будет символизировать… мой терновый венец... 


и родился у меня ответ

Очевидно, что подобная проблематика встает не только перед христианами. Многократно все это обсуждалось и в исламской традиции, и примерно с теми же аргументами обоих сторон.
В связи с этим хотелось бы привести известный хадис (то есть рассказ) на эту тему. Разумеется, с некоторыми комментариями, в том числе историческими, чтобы было попонятней немусульманам.
Кстати, попутно отмечу, что если характеры, склонности последователей Иисуса (ас) практически неизвестны, и их личности, с чисто художественной точки, набросаны в Евангелии весьма шаблонно, то образы последователей Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) известны нам по тысячам рассказов (Сунне), и встают перед нами как живые.
Итак, напоминаю ситуацию – ислам возник в пустынных и диких местах, среди кочевников. Первые мусульмане – Пророк и его сподвижники, вовсе не были богаты и подвергались гонениям, образ жизни вели аскетичный. Однако еще при жизни Пророк возглавил государство, и оно стало очень быстро возрастать, в том числе после его смерти.
В 632 г. Пророк умирает, и первым халифом (правителем) становится Абу Бакр (ра), известный аскетизмом.
В 634 г. вторым халифом становится Умар ибн аль-Хаттаб (ра).
В 640 г. он совершает инспекционную поездку по халифату, и заезжает с проверкой в Дамаск, к «губернатору» Шама (то есть, Сирии) – Муавии ибн Абу Суфьяну.
Об их встрече и повествует рассказ. Познакомимся с героями.

Умар – один из первых сподвижников Пророка, отец одной из его жен. По христианским меркам – один из апостолов. Грубоватый, резкий, преданный Пророку и исламу до последнего вздоха. Этакий Иоанн, рубящий мечом ухо рабу. И можно сказать – Анти-Фома. Он отказывался поверить в смерть Пророка. Он не мог в нее верить. Второй халиф, как было указано выше.

Муавия – также один из первых мусульман, но уже как бы второго круга. Если угодно – из числа 70-ти апостолов. Ислам он принял года за три до смерти Пророка, когда это уже не было, скажем так, подвигом. Он был брат одной из его жен. Есть разные оценки деятельности Муавии, он сыграл очень большую роль в истории ислама. Кто хвалит, кто критикует. Человек властный, очень умный, интригующий, прирожденный властитель. Мне кажется, что его можно было бы назвать одним из первых мусульман, которые разделили свою жизнь и свою религию.
Поясню. Очевидно, что Петр или Иоанн не могли разделить «свою жизнь» и «свою веру». Их жизнь и была их верой. Все в их жизни было связано и посвящено своей проповеди. Тогда как у современных христиан, очевидно, есть вера, а есть жизнь – семья, работа, карьера и т.п. Значит в какой-то момент христиане отделили свою веру от своей жизни. Тоже и в исламе. Не могло, конечно, у Умара быть другой жизни, кроме ислама. Ислам и был его жизнью. А вот у Муавии, на мой взгляд, была своя жизнь кроме своей веры. И он был видимо одним из первых таких мусульман.
Интересно, что через 20 лет после описываемых событий, Муавия стал халифом. Пятым халифом. Который очень много сделал для халифата. Но что интересно, он считается первым халифом, которого не называют «праведным». Первые четыре халифа – (Абу Бакр, Умар, Усман, Али) называются «праведные халифы», «халифы прямого пути». А Муавия – нет.

Но пока он лишь молодой губернатор Шама.

Халиф Умар, навещая провинции Халифата, заехал территорию Шама и застал Муавию в огромном дворце. Халиф был очень удивлен (удивлен он был, понятно, контрастом между аскетической жизнью первых мусульман и своей – и тем что он увидел в Дамаске) и даже назвал наместника хосроем (царем) арабов. «Тогда халиф приблизился к нему и сказал: «Ты – владелец великого дворца». На что тот ответил «Да, повелитель правоверных». Халиф спросил: «Кто сообщает тебе о бедняках, которые приходят к тебе? Почему ты позволил иметь себе этот огромный дворец?» - (как Вы видите, вполне в духе пафоса рассказа о семинаристе Кукушкине), но Муавия ответил: «Мы находимся на территории, где находятся проницательные шпионы наших врагов и их огромное количество. Я хочу, чтобы они смотрели на нас как на царей, как на правителей, чтобы это устрашало их. (как видите, вполне в духе аргументов увиденного во сне «Иисуса») Если прикажешь мне прекратить это, я прекращу». Умар ответил: «Если твое мнение правдиво, то это сомнительное мнение. Если же твое мнение является ложью, то это величайший обман». И Муавия сказал: «Прикажи мне, повелитель правоверных!!!». Но халиф ответил: «Я не прикажу тебе и не запрещу тебе».

Видите! Умар не нашел слов. Не запретил, хоть и не одобрил. Так что, если автор рассказа про Кукушкина наденет вериги, и приняв пророческий вид возопит на Патриарха и епископов – «Как Вы позволили себе иметь все это»? – То на месте епископов я бы скромно потупил взгляд и сказал – «Так запрети нам, повелитель православных».

И что бы ответил автор? Автор, Вы бы сказали им – «Я запрещаю»?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]tobemuslim
2008-06-05 23:10 (ссылка)
Не понял к чему.
1. Не могу приказать.
2. Не одобрю.
3. Не знаю. Есть еще много обстоятельств.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -