День учителя Свищет ветер, серебряный ветер...
Сейчас за окном опять дует сильный ветер... В моём Питере почти всегда ветер дует с запада. С западных направлений. Ещё в школе я не просто понял отчего именно с запада, я почувствовал это и на своей шкуре. В городе очень сильны дуновения именно западные, дух востока слабее, чем в целом в России.
Уже до школы я знал про мой город, что именно тут царь Пётр и прорубил окно на Запад. Мне сам Пушкин это сказал:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Вот в это окно и начал дуть западный ветер... Русские разделились на западников и славянофилов. Это наш царь-основатель натворил: разделил народ. Хорошо не пополам, западников много меньше. Но большевики (и особенно необольшевики в Перестройку) резко поменяли тренд — многие и у нас захотели жить как на западе и обязательно в кружевных трусиках. Теперь Украина так мается, как мы в девяностые...
И вот моя школа и была тоже местом столкновения западников и славянофилов. Думали мы поначалу — потому что в нашей школе треть учеников и треть учителей были евреями. То есть космополитами по определению и по национальным корням. Но всё было много сложнее...
Писал, что наш учитель истории Семён Борисович реально сидел при Сталине в ГУЛАГе. Недолго, но сидел. А наш директор школы Борис Маркович, тоже еврей, с трудом избежал тюрьмы в моём десятом классе, много натерпелся от государства и до того... Так вот: главными славянофилами были эти два еврея. И учительница литературы, еврейка же! Которая просто на уроке могла выключить верхний свет, зажечь подсвечник, и начать петь, играя на пианино, русские романсы. Большинство из нас и узнали впервые именно от неё о великой русской культуре, о великой русской музыке.
А директор и историк нам рассказали, зачем нужно государство. Зачем оно должно быть сильным и могучим... И чем была Русская империя. И что стоит читать не учебник, чтобы понять наше былое могущество. Они учили нас быть государственниками.
И это было в 70-е годы, когда русская культура была в явном загоне, государство тоже было принципиально не русским, но советским... Только ныне я стал понимать — реальный подвиг совершили эти три учителя-еврея, и примкнувшие к ним и хорошие и правильные русские учителя.
Причём учили они нас не кондовому славянофильству, а реальной смеси западной и русской культур и эстетик. Мы были готовы повернуть свою страну на две стороны — на запад и на восток. Мы чётко понимали отчего на русском гербе одна голова орла глядит на запад, вторая на восток. Мы понимали — быть мостом и есть назначение русских на этой планете.
( Read more... )